IVe SESSION
de la Convention
12e séance
Статус Монако
de la Convention
12e séance
Статус Монако
Députés de la IVe session de la Convention
Semenar
Initiateur de la séance parlementaire
C O M M U N I Q U É
du Représentant spécial du Directoire
à Monaco
Мною, как специальным представителем Директории в Монако был проведен опрос "Le Destine de Monaco | Будущее Монако", который был призван узнать настроения граждан Франции в отношении Монако и о том, какие права французы готовы предоставить монегаскам. Результаты этого опроса я предоставляю вам в виде этого Коммюнике.
Всего мною были опрошены 8 граждан Франции, а также бывший Князь Монако; 2 из них не ответили на вопросы; еще двое выказали незаинтересованность в сути опроса. Далее мы будем, кроме специально оговоренных случаев, говорить о мнении оставшихся 5 респондентов.
В ходе опроса были заданы следующие вопросы:
- Каким Вы видите будущее Монако в составе Франции?
- Какие особые права Франция могла бы предоставить Монако?
- Считаете ли Вы, учитывая историю Монако и текущий государственный строй Франции, уместной возможность восстановления в Монако княжества? Какой может быть структура управления Монако?
Сразу стоит отметить, что подавляющее большинство опрошенных категорически отвергло идею о восстановлении исторической для Монако монархической формы правления. Респонденты в целом показали заинтересованность в предоставлении Монако права на самоуправление в рамках республиканских идеалов и стремлений французского народа. Что же касается Княжества, респонденты выражали мнение, что необходимо не забывать этот момент истории полиса и уважительно относиться к этому как к неотъемлемой части истории и культурного наследия.Будущее Монако опрошенные оценивали как "светлое" и положительно высказывались о предоставлении Монако особого статуса или ограниченной автономии. Звучали также слова о том, что Монако может и должно стать "маяком культуры и политических форумов в Республике". Кроме того, респонденты говорили о том, что Монако должно сохранить свою самобытность, свою историческую и культурную уникальность. Подводя итог этой части, стоит отметить тот факт, что лишь один респондент из девяти заявил, что желал бы видеть Монако в качестве коммуны в составе Прованса и высказался против предоставления Монако особых прав и статуса.
Респонденты озвучили различные варианты предоставляемых Монако особых прав. Как уже было отмечено, чаще всего звучали идеи о предоставлении Монако права на самоуправление. Кроме того, звучали мнения о предоставлении Монако права на собственную законодательную базу (в т.ч. Устав/Статут/основной закон), символику и языковой статус; о том, что на Монако должны распространяться многие положения законов Франции, действующие на департаменты и префектов. Были также мнения о возможности предоставления Монако особых экономических и миграционных свобод.
Большинство из этих идей и мнений были учтены в подготовленных мною проектах Закона об особом статусе Монако и Статуте Монако. Директория в лице ее специального представителя благодарит респондентов за участие в опросе.
Это Коммюнике является также пояснительной запиской к пакету из двух вышеупомянутых законопроектов: Закону об особом статусе Монако и Статуту Монако. Их тексты приложены ниже.
L O I
de la République française
«STATUT PARTICULIER DE MONACO»
§1. Настоящий закон регулирует особый правовой статус Монако; отношения французского государства и Монако; предоставляемые французским государством Монако особые права. de la République française
«STATUT PARTICULIER DE MONACO»
§2. Монако является территорией Французской республики, обладающей правами ограниченной автономии.
§3. Монако располагается (имеет собственный узел, id=265) на территории департамента Прованс и занимает территорию реального государства Монако. На Монако не распространяется действие подзаконных правовых актов, принимаемых на территории департамента Прованс.
§4. Монако обладает правом на собственное законодательство. Это значит, что члены французского сообщества, имеющие регистрацию в Монако (далее - монегаски), имеют право самостоятельно принимать Статут (основной закон) и законы, действие которых ограничено юрисдикцией Монако.
§5. Статут Монако и поправки к нему принимаются Конвентом по представлению уполномоченного органа самоуправления Монако. Законы Монако принимаются согласно Статуту Монако и не требуют подтверждения со стороны Директории или Конвента. Статут Монако в своей юридической силе равен закону Французской республики.
§6. Статут и законы Монако не могут противоречить Конституции и законодательству Франции, кроме случаев, описанных в настоящем Законе. В случае противоречий соответствующее решение о признании акта недействительным принимает Конвент.
§7. Монако обладает правом на самоуправление. Это значит, что монегаски имеют право создавать собственные органы местного самоуправления согласно Статуту и законам Монако. Директория не назначает в Монако префектов и мэров. Назначение лиц, замещающих должности в органах самоуправления Монако, не требует подтверждения со стороны Директории или Конвента.
§8. Монако обладает правом на языковую идентичность. На Монако распространяются положения параграфов 2 и 3 Закона о языках, однако монегаски вправе самостоятельно (без подтверждения со стороны Конвента) устанавливать дополнительные официальные языки и диалекты Монако; определять стиль оформления узлов, тем и их названий и заголовков, включая вопросы репрезентации органов местного самоуправления в виде создания и поддержания тем и закрепленных сообщений, обеспечивающих функционирование органов местного самоуправления; издавать законы и подзаконные акты на официальных языках и диалектах Монако. Вопросы языковой идентичности регулируются законами и подзаконными актами Монако.
§9. Монако обладает правом на собственную миграционную политику. Это значит, что органы местного самоуправления Монако имеют право отказать члену французского сообщества в регистрации на территории Монако. Вопросы миграционной политики Монако регулируются Статутом Монако.
§10. Монако обладает правом назначить уполномоченного представителя в корпус префектов. Уполномоченный представитель вправе принимать участие в заседаниях корпуса префектов, но не имеет права голоса в возможных голосованиях корпуса префектов. Процедура назначения уполномоченного представителя регулируется Статутом Монако.
§11. Монако обладает особыми правами в вопросах административного деления. Вопросы административного деления Монако регулируются Статутом и подзаконными актами Монако.
§12. Монако обладает правом на собственную символику. Это значит, что монегаски вправе сами определять символику Монако, не нуждаясь в утверждении ее Конвентом или Директорией. Вопросы символики Монако регулируются законами и подзаконными актами Монако.
§13. Монако обладает правом утверждать собственные местные праздники, порядок их проведения и отмены и выходной статус. Такие вопросы регулируются законами и подзаконными актами Монако.
§14. Национальные власти Франции обязуются при делегации новых прав и/или полномочий департаментам и их префектам указывать, распространяются ли такие же права и/или полномочия на Монако и органы местного самоуправления Монако.
§15. Принятие настоящего Закона прекращает полномочия специального уполномоченного Директории в Монако согласно §4 Закона об административной реформе.
STATUT DE MONACO
ПОЛИС
§2. Административные границы Монако определяются законом Французской республики.
§3. Все административные и законодательные органы власти Монако находятся в пределах административных границ Монако.
§4. Символика Монако определяется законом Монако.
§5. Монако - демократический полис. Законодательная и исполнительная власть принадлежит народу Монако и народному представительству. Судебная власть осуществляется французским национальным Конвентом согласно Конституции и законодательству Французской республики.
§6. Гражданами Монако - монегасками - признаются члены французского сообщества, имеющие регистрацию в Монако.
СЕНАТ И КОНСУЛ МОНАКО
§8. Сенат Монако наделен исключительным правом принятия законов Монако для обустройства жизни общества; готовит поправки в настоящий Статут для представления их Конвенту; назначает и смещает Консула Монако; осуществляет иные полномочия, предусмотренные законодательствами Франции и Монако.
§9. Все свои решения Сенат Монако принимает простым большинством голосов (более ½ от числа сенаторов, принимающих участие в голосовании и выступающих "за"). Лишь решения, принимаемые Сенатом Монако относительно изменений в настоящий Статут и об отрешении Консула Монако от должности, требуют квалифицированного большинства голосов (более ¾ от общего числа сенаторов, выступающих "за"). Решения Сената Монако не могут считаться действительными без наличия кворума - более половины сенаторов - на голосовании.
§10. Никакое решение, принимаемое Сенатом Монако, не может быть принято скорее, чем через 48 (сорок восемь) часов после начала голосования по нему, если только его не поддержало абсолютное большинство сенаторов или если в голосовании не приняли участие все сенаторы.
§11. Сенат Монако из числа сенаторов избирает Консула Монако сроком на 4 (четыре) месяца. Консул Монако обладает всей полнотой исполнительной власти в Монако; председательствует на заседаниях Сената Монако и руководит ими; публикует решения Сената Монако; представляет Монако за его пределами (в том числе является уполномоченным представителем Монако в Корпусе префектов); осуществляет иные полномочия, предусмотренные законодательствами Франции и Монако.
§12. Консул Монако может быть отрешен от своей должности решением Сената Монако, принятым квалифицированным большинством голосов.
§13. Для более эффективного исполнения своих обязанностей, Консул Монако вправе назначать из числа сенаторов советников и делегировать им часть своих полномочий. Должности советника лишает также Консул Монако.
§14. Консул Монако облекает решения Сената Монако в Решения, а свои решения в Эдикты.
ОСОБЫЕ ПРАВА, УЗЛЫ И МОДЕРАЦИЯ
§15. Сенат Монако своим решением вправе отказать члену французского сообщества в регистрации на территории Монако. Такое решение может быть принято не позднее, чем через 5 (пять) дней после соответствующего решения уполномоченного лица Директории (при первичной регистрации) или 5 (пять) дней после подачи соответствующего прошения в миграционный центр (при смене регистрации). В случае принятия решения Сената Монако об отказе в регистрации, соискатель обязан принять решение о смене регистрации. §16. Монако делится на города-районы. Учреждением и реорганизацией (в виде изменения границ, объединения, и упразднения) городов-районов ведает Консул Монако.
§17. Города-районы являются субъектами Монако, не равными в правах коммунам Франции. Это значит, что они могут иметь собственные узлы в корневом узле Монако, но в них не могут быть назначены мэры.
§18. Правами модерации на всей территории Монако обладает Консул Монако.
§19. Структура узлов Монако определяется соответствующим эдиктом Консула Монако.
С уважением,
специальный представитель
Директории в Монако