STRASBOURG
Barrage Vauban et ponts couverts
Vauban-Damm und überdachte Brücken
Маршал Себастьян Вобан был выдающимся военным инженером 16 века, не понаслышке знакомым с артиллерийским делом, и блестящим тактиком. На его счету — постройка более 30 крепостей и переделка около 300 существующих. Для приграничной территории, каковой являлся (и является до сих пор) Эльзас, оборонительные укрепления были очень важны. Здесь проходила небезызвестная Линия Мажино, и плотина (дамба) Вобана стала ее важной частью.Barrage Vauban et ponts couverts
Vauban-Damm und überdachte Brücken
Плотина была выстроена после того, как в 1681 г. Страсбург вошел в состав Франции, и отличалась хитроумной системой шлюзов в 13 арках. При нападении на Страсбург их можно было перекрыть, а в ответственный момент — освободить дорогу воде. В этом случае были бы затоплены все низинные южные территории близ города, и армия противника неизбежно увязла бы там, как в болоте. Рядом с дамбой Вобаном были возведены и дополнительные укрепления вокруг сторожевых башен, которые в количестве пяти штук уже находились поблизости.
Сама плотина представляет собой что-то вроде моста с крытым помещением — галереей. Любой желающий может перейти с одной стороны на другую без всякой платы. Сегодня там выставлены любопытные экспонаты, в том числе и современные инсталляции. Но особый интерес галерея представляет в силу того, что в ней хранятся статуи и горгульи, которые были сброшены со страсбургского кафедрального собора Нотр-Дам во время Французской революции и ранее, в период Реформации. Многие из них существенно пострадали от такого обращения, но все равно приковывают взгляд остатками былого достоинства и тщательностью исполнения.
Забавно то, что, в отличие от изначально обладавших крышей мостов, сторожевые башни сперва крыши не имели. В Средние века на их вершинах была просто плоская площадка, где выставляли дозоры. Позднее с постройкой дамбы Вобана мосты больше не несли основной оборонительной функции и посему лишились крыш, а башни, наоборот, приобрели таковые. Правда, в остальном их вид в новейшее время практически не менялся.
Крытые мосты, как и сами башни, были построены еще в XIII веке и с самого начала обладали деревянными крышами, откуда и взялось их название. Однако с тех пор мосты не один раз перестраивались, в XVIII веке крыши разобрали, а в XIX веке полностью перестроили и сами мосты, сделав их каменными. Крытые мосты отлично видны с плотины Вобана, а с мостов прекрасно виден городской центр. Это в том числе делает их одной из самых популярных достопримечательностей Страсбурга.