КОНСТИТУЦИЯ
ТАДЖИКИСТАНА
Преамбула
Народ Таджикистана, посредством национального референдума, в целях защитить национальную идентичность, обеспечить основные права граждан, установить фундаментальные принципы демократии, гарантировать верховенство демократического правового устройства и открыть путь к социальной справедливости, имея своей целью построение более свободного, справедливого и братского общества, принимает для себя Конституцию Таджикистана.
Глава I. Основные положения
Статья 1.
1. Таджикистан есть субъект Российского Содружества с унитарным территориальным устройством.
2. Равнозначными наименованиями являются: Таджикистан, Республика Таджикистан, РТ.
3. Понятие гражданин в настоящей Конституции равнозначно понятию житель.
Статья 2.
1. Верховная власть в Таджикистане осуществляется на основе разделения ее на законодательную, исполнительную и судебную, в той мере, в которой это предполагает настоящая Конституция и законодательство Таджикистана.
2. Настоящая Конституция - Основной закон имеет высшую юридическую силу на всей территории Таджикистана, ни один нормативно-правовой акт Таджикистана не может противоречить настоящей Конституции.
3. Ни один нормативно-правовой акт Таджикистана, включая настоящую Конституцию, не может противоречить законодательству и Конституции Российского Содружества.
4. Модераторскими полномочиями во всех форумах Таджикистана (за исключением случаев указанных в законах Таджикистана и РС) имеют: Император РС (Монарх РС), Председатель Совета Министров РС, Президент Таджикистана.
Статья 3.
Носителем суверенитета и единственным источником власти в Таджикистане являются ее граждане. Высшим непосредственным выражением власти граждан Таджикистана является Референдум, проведение Референдумов регулируется законом.
Статья 4.
1. Территорией Таджикистана является территория реально существующего государства Таджикистан.
2. Автономный статус и законодательство Таджикистана распространяется на всю ее территорию.
3. Столицей Таджикистана является город Душанбе, исполнительная власть в Душанбе осуществляется в соответствии с законом.
4. Флаг Республики Таджикистан приведен в Приложении 1.
5. Герб Республики Таджикистан приведен в Приложении 2.
6. Гимн Таджикистана - "Суруди Миллии Точикистон”
7. Официальными языками Таджикистана являются таджикский и русский языки. В административно-территориальных единицах Таджикистана допускается использовать дополнительные языки.
Глава II. Права и свободы
Статья 5.
1. Каждый человек и гражданин равен перед законом и судом.
2. Каждый гражданин имеет право избирать и быть избранным.
3. В Таджикистана признаются и гарантируются:
1) право на жизнь, физическую и моральную неприкосновенность;
2) право на личную свободу и безопасность;
3) право на свободное развитие своей личности и стремление к счастью;
4) право на свободу совести, духовную и религиозную свободу;
5) право на свободное выражение и распространение мыслей, идей и мнений, на свободу литературного, художественного, научного и технического творчества, на свободу преподавания, свободу печати, передачи и распространения информации;
6) право на свободу передвижения и выбора пребывания и жительства на всей территории Таджикистана, свободный выезд за ее пределы и беспрепятственное возвращение;
7) право на объединения; право собираться мирно, без оружия, без объявления целей, направленных на насильственные действия, свободно проводить митинги и демонстрации;
8 ) право на неприкосновенность жилища;
9) право на свободу и тайну переписки;
10) право на честь, свободу частной жизни, личную и семейную тайну;
11) право на тайну почтовых, телеграфных, телефонных и иных сообщений;
12) право иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им по своему усмотрению;
13) право на экономическую свободу, свободное использование своих способностей и имущества для любой экономической деятельности, включая предпринимательство, в соответствии с законом;
14) право на свободу труда, свободный выбор рода деятельности и профессии;
15) право на справедливое разбирательство и справедливый суд.
Статья 6.
1. Мужчина и женщина имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации.
2. Права и свободы распространяются на каждого, независимо от его убеждений, религиозной принадлежности, национальности, социального статуса, родного языка.
3. Право наследования гарантируется.
4. Никто не может быть повторно осужден за одно и то же преступление.
5. Никто не обязан свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников. Никто не считается виновным, пока его вина не доказана.
6. Закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет. Никто не может нести ответственность за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением.
7. Чрезмерные штрафы, жестокие и необычные наказания запрещены.
Статья 7.
Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют.
Статья 8.
1. Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Таджикистана.
2. Каждый обязан сохранять окружающую среду и культуру, бережно относиться к культурному, общественному богатству и наследию.
Статья 9.
1. Перечисление в настоящей Конституции прав и свобод не должно толковаться как отрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод человека.
2. Определенные права и свободы могут быть ограничены для определенных категорий лиц в соответствии с законом.
Статья 10.
2. Граждане и подданные РС, постоянно проживающие в Таджикистане, являются одновременно гражданами (жителями) Таджикистана, соответственно.
Глава IV. Президент и Кабинет министров в Таджикистане
Статья 13.
1. Высшим должностным лицом Таджикистана и главой исполнительной власти Таджикистана является Президент Таджикистана, избираемый Парламентом Таджикистана – Маджлиси Оли Таджикистана, сроком на 4 месяца, с правом переизбираться неустановленное количество раз.
2. Президент Таджикистана является гарантом Конституции, прав и свобод человека и гражданина.
3. Очередные выборы нового Президента Таджикистана проводятся не позже 10 дней до истечения полномочий действующего Президента Таджикистана; или, в случае форс-мажорных обстоятельств, очередные выборы нового Президента Таджикистана проводятся тогда, когда это представляется возможным. До вступления в должность нового Президента Таджикистана, действующий Президент Таджикистана продолжает осуществлять свои полномочия в статусе исполняющего обязанности, даже если президентский срок закончился.
4. Выборы Президента Таджикистана проводятся в соответствии с законом.
Статья 14.
1. Президент Таджикистана имеет право уйти в отставку.
2. В случае, если Президент Таджикистана ушел в отставку, или безвестно отсутствует (не посещает «Новую Республику.Ру» под своим именем) в течение 12 дней подряд, или умер (в том числе заблокирован на срок более 1 месяца), или иным причинам, по которым пост Президента Таджикистана является вакантным, его обязанности временно исполняет Председатель Маджлиси Оли Таджикистана, или лицо его замещающее, если Председатель Маджлиси Оли Таджикистана или лицо его замещающее не способен приступить к временному исполнению обязанностей Президента Таджикистана, то такие полномочия временно исполняет Председатель Совета Министров РС, или лицо его замещающее, вплоть до возвращения действующего Президента Таджикистана к своим обязанностям, или вплоть до избрания нового Президента Таджикистана.
3. В случае отставки Президента Таджикистана, или безвестного отсутствия в течение 30 дней подряд, или смерти (в том числе блокировки на срок более 1 месяца), или иным причинам, по которым пост Президента Таджикистана является вакантным, Маджлиси Оли Таджикистана проводит досрочные выборы нового Президента Таджикистана.
Статья 15.
Президент Таджикистана, в период своих полномочий, не может совмещать свой пост с постом Председателя Маджлиси Оли Таджикистана, но может временно исполнять обязанности таковых в случаях, предписанных настоящей Конституцией и законодательством Таджикистана.
Статья 16.
Президент Таджикистана:
1) обращается к нации и выступает от ее имени;
2) утверждает и опубликовывает законы, издает указы, имеющие силу закона (в рамках своей компетенции), распоряжения и регламенты;
3) назначает и организует проведение Референдумов;
4) назначает в случаях, указанных законом, должностных лиц Таджикистана;
5 ) жалует знаки отличия Таджикистана;
6) имеет право требовать созыва внеочередных заседаний Маджлиси Оли Таджикистана;
7) представляет Таджикистан в международных делах в рамках своей компетенции;
8 ) руководит общей политикой Кабинета министров Таджикистана и несет за нее ответственность;
9) поддерживает единство политического и административного направлений, поощряя и координируя деятельность министров;
10) рассматривает вопросы об организации и деятельности органов исполнительной власти;
11) отменяет подзаконные акты ведомств, в случае противоречия этих актов настоящей Конституции и законодательству Таджикистана;
12) опубликовывает подзаконные акты Кабинета министров Таджикистана, изданные коллегиально;
13) в праве отменять подзаконные акты ведомств;
14) назначает и освобождает от должности Первого министра Кабинета министров Таджикистана из числа министров Кабинета министров Таджикистана, который замещает Президента Таджикистана в случае необходимости;
15) устанавливает и определяет права модерирования, уровни доступа, а также структуру корневого форума Таджикистана и его внутреннюю иерархию, в соответствии с законом;
16) отправляет в отставку министров;
17) осуществляет иные полномочия, возложенные на него настоящей Конституцией и законодательством Таджикистана, и не противоречащие оным.
Статья 17.
Президент Таджикистана вправе либо утвердить принятый Маджлисом закон, после чего он вступает в силу, либо отправить его со своими возражениями на повторное рассмотрение в Маджлиси Оли.
Если в течение 5 дней, Президент не утвердил закон или не отправил его на пересмотрение, то закон автоматически вступает в силу и должен быть опубликован Председателем Маджлиси Оли.
Статья 18.
1. Кабинет министров Таджикистана осуществляет исполнительную власть, и состоит из Президента Таджикистана и министров Кабинета министров Таджикистана (далее по тексту: министров).
2. Президент Таджикистана предлагает на рассмотрение Маджлиси Оли Таджикистана кандидатуры на посты министров.
3. Перед началом исполнения своих обязанностей каждый министр должен быть утвержден Маджлиси Оли Таджикистана простым большинством голосов проголосовавших депутатов.
Статья 19.
Кабинет министров Таджикистана:
1) определяет основные направления внутренней политики;
2) принимает меры по обеспечению безопасности и территориальной целостности Таджикистана;
3) определяет политику внешних связей Таджикистана;
4) обеспечивает проведение на территории Таджикистана финансовой, экономической, кредитной политики, политики в области науки, образования, культуры, здоровья, экологии, социального обеспечения, миграции, безопасности, внешних и внутренних дел, а также политики в иных сферах, относящихся к ведению исполнительной власти Таджикистана, в соответствии с законом;
5) устанавливает стандарты и регламенты;
6) издает подзаконные акты - постановления, по вопросам, отнесенным к его компетенции, как коллегиально, так и поведомственно;
7) учреждает некоммерческие организации, деятельность которых направлена на выполнение возложенных на Кабинет министров Таджикистана функций;
8) осуществляет иные полномочия, возложенные на него настоящей Конституцией и законодательством Таджикистана.
Статья 20.
1. Министры коллегиально ответственны за действия Кабинета министров Таджикистана, индивидуально – за действия своих ведомств.
2. Министры вправе уходить в отставку или быть отправлены в отставку Маджлиси Оли Таджикистана или же Президентом Таджикистана, после чего исполняют обязанности министров вплоть до утверждения Маджлиси Оли Таджикистана новых министров.
3. По истечению срока полномочий Президента Таджикистана или в связи с его отставкой все министры автоматически уходит в отставку, и исполняет обязанности министров вплоть до утверждения новых министров.
Глава V. Маджлиси Оли Таджикистана – Парламент Таджикистана
Статья 21.
1. Законодательная власть в Таджикистане осуществляется Парламентом Таджикистана - Маджлиси Оли Таджикистана, действующим на основе настоящей Конституции, законодательства Таджикистана и внутреннего регламента.
2. Маджлиси Оли Таджикистана состоит из депутатов Маджлист Оли Таджикистана (далее по тексту: депутатов), которыми могут являться все жители Таджикистана, приобревшие статус депутата.
3. Статус депутата приобретается в соответствии с законом.
Статья 22.
Председатель Маджлиси Оли Таджикистана:
1) руководит Маджлиси Оли Таджикистана и координирует его деятельность;
2) председательствует на заседаниях Маджлиси Оли Таджикистана;
3) опубликовывает решения, заявления Маджлиси Оли Таджикистана, представляет Президенту Таджикистана для утверждения принятые Маджлисом законы;
4) назначает и освобождает от должности Заместителя Председателя Маджлиси Оли Таджикистана, который замещает Председателя Маджлиси Оли Таджикистана в случае необходимости;
5) устанавливает внутренний регламент;
6) осуществляет иные полномочия, возложенные на него настоящей Конституцией и законодательством Таджикистана.
Статья 23.
1. В случае если Председатель Маджлиси Оли Таджикистана безвестно отсутствует в течение 7-ми дней, и/или не принимает участия в голосованиях на 3-х заседаниях Маджлиси Оли Таджикистана подряд, и/или его должность вакантна, обязанности Председателя Маджлиси Оли Таджикистана временно исполняет Заместитель Председателя Маджлиси Оли Таджикистана, вплоть до возвращения Председателя Маджлиси Оли Таджикистана к исполнению обязанностей, или до избрания нового Председателя Маджлиси Оли Таджикистана. Маджлиси Оли Таджикистана может освободить от должности действующего Председателя Маджлиси Оли Таджикистана и избрать нового Председателя Маджлиси Оли Таджикистана в любой момент простым большинством голосов.
2. В случае если Заместитель Председателя Маджлиси Оли Таджикистана безвестно отсутствует в течение 7-ми дней, и/или не принимает участия в голосованиях на 3-х заседаниях Маджлиси Оли Таджикистана подряд, и/или его должность вакантна, обязанности Председателя Маджлиси Оли Таджикистана временно исполняет любой из депутатов, который заявит о временном восприятии таковых обязанностей, если этот депутат таковые обязанности не исполняет, то их может воспринять другой депутат.
3. Председатель Маджлиси Оли Таджикистана, и Заместитель Председателя Маджлиси Оли Таджикистана, может уйти в отставку.
Статья 24.
Председатель Маджлиси Оли Таджикистана, в период своих полномочий, не может совмещать свой пост с постом Президента Таджикистана, но может временно исполнять обязанности таковых в случаях, предписанных настоящей Конституцией и законодательством Таджикистана.
Статья 25.
1. Маджлиси Оли Таджикистана принимает законы, постановления, заявления простым большинством проголосовавших депутатов, если не установлено иное. Все законы, принятые Маджлиси Оли Таджикистана, вступают в законную силу после утверждения Президентом.
2. Правом законодательной инициативы обладают Президент Республики Таджикистан, депутаты Маджлиси Оли, Кабинет Министров Республики Таджикистан.
3. Конституционное большинство голосов устанавливается в две трети от общего числа проголосовавших депутатов.
4. Ни одно голосование в Маджлиси Оли Таджикистана не может длиться менее 48 часов, если в нем не приняли участие все депутаты, либо никакое количество возможных последующих голосов неспособно изменить исход голосования.
Статья 26.
1. В случае если депутат безвестно отсутствует в течение 14 дней подряд и/или не принимает участие в голосованиях на 3-х заседаниях Маджлиси Оли Таджикистана подряд, он автоматически лишается статуса депутата, тем самым лишаясь права депутатского голоса, его мнение перестает учитываться на голосованиях..
2. Восстановление статуса депутата происходит в соответствии с законом.
Статья 27.
Маджлиси Оли Таджикистана может выразить недоверие Президенту Таджикистана конституционным большинством голосов, после чего Президент Таджикистана автоматически уходит в отставку и назначаются досрочные выборы Президента Таджикистана.
Статья 28.
Маджлиси Оли Таджикистана вправе назначать Референдумы.
Глава VI. Суд и надзор
Статья 29.
1. Правосудие в Таджикистане осуществляется только судом.
2. Разбирательство дел во всех судах открытое. Слушание дела в закрытом заседании допускается в случаях, предусмотренных законом.
Статья 30.
Судебная власть и надзор за исполнением законодательства в Таджикистане осуществляется в соответствии с Конституцией и законодательством РС.
Глава VII. Административно-территориальное деление
Статья 31.
Таджикистан является унитарной и административно делится на 4 области: Районы Республиканского Подчинения (РРП), Хатлонская Область, Согдийская Область, Горно-Бадахшанская Автономная Область.
Статья 32.
1. Области, города и районы возглавляются Председателями – главами местных исполнительных органов государственной власти, назначаемыми Президентом Таджикистана сроком на 3 месяца. Области, города и районы в которых не назначен Председатель, напрямую подчиняются Кабинету Министров Таджикистана.
2. Председатели обладают модераторскими полномочиями в соответствующих их должностям территориях.
3. Местное самоуправление осуществляется на основе закона.
Глава VIII. Заключительные положения
Статья 34.
1. Настоящая Конституция вступает в законную силу посредством народного схода граждан Таджикистана.
2. Организация, проведение и объявление итогов народного схода по настоящей Конституции находятся в компетенции Президента Таджикистана.
Статья 35.
1. Предложения о поправках и пересмотре настоящей Конституции могут вносить Президент Таджикистана, Кабинет министров Таджикистана, Маджлиси Оли Таджикистана.
2. Поправки к настоящей Конституции принимаются Маджлиси Оли Таджикистана конституционным большинством голосов, или Референдумом.
3. Пересмотр Конституции принимается исключительно посредством Референдума.
4. Президент Таджикистана или лицо его заменяющее обязан опубликовать решение о внесении изменений в Конституцию, после чего оно вступит в силу.
Приложения к Конституции утеряны — прим. Сорбонны
Император Российского Содружества
Дмитрий II Эмендарский
6 октября 2017 года