Статья 1.
Чрезвычайное положение — особый правовой режим деятельности органов государственной власти и управления, учреждений и организаций, вводимый в Евразийском Союзе (далее ЕАС) или отдельных её административно-территориальных единицах для защиты от внешней или внутренней угрозы, поддержания общественного порядка.
Статья 2.
Целями введения чрезвычайного положения являются устранение обстоятельств, послуживших основанием для его введения, обеспечение защиты прав и свобод человека и гражданина, защиты конституционного строя ЕАС, отдельных административно-территориальных единиц ЕАС.
Статья 3.
1. Чрезвычайное положение вводится лишь при наличии обстоятельств, которые представляют собой непосредственную угрозу жизни и безопасности граждан или конституционному строю ЕАС, отдельных административно-территориальных единиц в составе ЕАС и устранение которых невозможно без применения чрезвычайных мер.
2. К таким обстоятельствам относятся:
- попытки насильственного изменения конституционного строя ЕАС;
- захвата или присвоения власти, вооруженный мятеж, массовые беспорядки, террористические акты;
- блокирование или захват особо важных объектов или отдельных узлов или тем, подготовка и деятельность незаконных вооруженных формирований;
- межнациональные, межконфессиональные и региональные конфликты, сопровождающиеся насильственными действиями, создающие непосредственную угрозу безопасности граждан, нормальной деятельности органов государственной власти и органов власти административно-территориальных единиц в составе ЕАС;
- попытка насильственного свержения, захвата или удержания Президента ЕАС или депутатов или министров ЕАС на территории ЕАС.
Статья 4.
1. Чрезвычайное положение на всей территории ЕАС или же на территории отдельных административно-территориальных единицах в составе ЕАС вводится указом Президента ЕАС. Такой указ Президента ЕАС может быть отменен сразу же или раньше установленного в указе срока постановлением Парламента ЕАС, Декретом Совета Министров ЕАС или же через постановление Верховного Суда ЕАС, либо самим Президентом ЕАС.
2. Указ о введении чрезвычайного положения должен быть одобрен Советом Министров и публикуется только после такого одобрения в виде Декрета Совета Министров ЕАС.
5. О введении чрезвычайного положения в ЕАС граждане ЕАС в обязательном порядке должны быть оповещены посредством средств массовой информации или информационных агентств ЕАС, а так же посредством специального обращения Президента ЕАС о введении режима чрезвычайного положения на всей территории ЕАС или на территории отдельных административно-территориальных единиц в составе ЕАС.
Статья 5.
1. Спикер Парламента ЕАС вправе открыть в приоритетном порядке рассмотрение отмены чрезвычайного положения Президентом ЕАС. За отмену чрезвычайного положения, введенного Президентом ЕАС должны проголосовать не менее 60% от общего числа депутатов Парламента ЕАС.
Статья 6.
1. Срок действия чрезвычайного положения, вводимого на всей территории ЕАС, не может превышать 7 суток, а на территории отдельных административно-территориальных единицах в составе ЕАС - 15 суток.
2. Срок действия чрезвычайного положения может быть досрочно прекращен Президентом ЕАС без каких-либо дополнительных одобрений или согласований на основании указа Президента ЕАС.
3. О досрочном прекращении чрезвычайного положения в ЕАС граждане ЕАС в обязательном порядке должны быть оповещены посредством средств массовой информации или информационных агентств ЕАС, а так же посредством специального обращения Президента ЕАС о введении режима чрезвычайного положения на всей территории ЕАС или на территории отдельных административно-территориальных единиц в составе ЕАС.
Статья 7.
1. Введение чрезвычайного положения в ЕАС или в отдельных его административно-территориальных единицах в составе ЕАС, может предусматривать введение следующих мер и временных ограничений:
1) полное или частичное приостановление полномочий органов Совета Министров ЕАС, отдельных министров Совета Министров или же органов исполнительной власти отдельных административно-территориальных единиц в составе ЕАС;
2) полное или частичное отстранение от власти отдельных или всех глав административно-территориальных единиц в составе ЕАС и введение прямого руководства этими административно-территориальными единицами в составе ЕАС Президентом ЕАС или же уполномоченным министром Совета Министров;
3) в случае захвата и насильственного удержания Президента ЕАС, передача Спикеру Парламента ЕАС функций подписания и обнародования законов ЕАС;
4) в случае захвата и насильственного удержания всех депутатов Парламента ЕАС, передача Совету Министров функций Парламента ЕАС;
5) установление ограничений на свободу передвижения по территории, на которой введено чрезвычайное положение, а также введение особого режима въезда на указанную территорию и выезда с нее, включая установление ограничений на въезд на указанную территорию и пребывание на ней иностранных граждан и лиц без гражданства, а также приостановление выдачи гражданства и регистрации в данной административно-территориальной единицы;
6) запрещение или ограничение проведения собраний, митингов и демонстраций, шествий и пикетирования, а также иных массовых мероприятий;
7) запрещение забастовок и иных способов приостановления или прекращения деятельности организаций;
8) ограничение свободы печати и других средств массовой информации, путем введения предварительной цензуры с указанием условий и порядка ее осуществления;
9) приостановление деятельности политических партий и иных общественных объединений, которые препятствуют устранению обстоятельств, послуживших основанием для введения чрезвычайного положения.
2. В указе о введении чрезвычайного положения должен быть четко указан перечень мер и временных ограничений, представленных в п. 1 настоящей статьи, которые вводятся на территории ЕАС или его отдельных административно-территориальных единицах согласно введенному режиму чрезвычайного положения.
3. В ходе введенного режима чрезвычайного положения допускается добавление новых или отмена действующих мер и временных ограничений, указанных в п. 1 настоящей статьи через дополнительный указ Президента ЕАС. На такой указ накладываются такие же условия по принятию и опубликованию что и на первоначальный указ о введении чрезвычайного положения.
Статья 8.
Настоящий закон вступает в силу с момента его официального подписания и опубликования Президентом Евразийского Союза, а так же после внесения соответствующих поправок в Конституцию ЕАС.