(утратила силу)
_____________________________________
ШВЕЙЦАРСКАЯ КОНФЕДЕРАЦИЯ
К О Н С Т И Т У Ц И Я
(ОСНОВНОЙ ЗАКОН)
_____________________________________
РАЗДЕЛ 1
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
§1. Швейцарская Конфедерация, также Швейцария – независимое демократическое государство, состоящее из 26 Кантонов, источником права в котором является исключительно народ Швейцарии, утвердивший данную Конституцию как правовую основу государства.
§2. Швейцария – правовое государство, в котором свобода слова, совести, вероисповедания, политических прав и предпочтений, а также свобода самовыражения в рамках Закона гарантируется всем гражданам Швейцарии на равных началах.
§3. Цели Конфедерации – охрана политических и социальных прав граждан, развитие демократических институтов власти и укрепление всеобщей безопасности народа Швейцарии.
§4. Швейцарская Конфедерация – республика, возглавляемая Президентом Конфедерации и управляемая Федеральными Властями.
§5. Столица Федерации – город Берн.
§6. Символами государства на федеральном уровне являются Флаг, Герб и Гимн. (Приложение №3).
РАЗДЕЛ 2
ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ВЛАСТИ
§7. Федеральными Властями являются Федеральный Совет (ФС, Правительство) и Национальный Совет (НС, Парламент).
§8. Федеральный Совет являет собой федеральное общенациональное Правительство, состоящее из шести (6) Министров (Иностранных Дел; Внутренних Дел; Экономики, финансов и собственности; Инфраструктурного и регионального развития; Образования, культуры, медиа и исследований; Безопасности и юстиции), а также государственных секретарей соответствующих министерств с консультативным правом голоса в ФС, назначенных большинством голосов депутатов Национального Совета.
§8.1. Каждый Министр исполняет свои полномочия исключительно в рамках компетенции, предусмотренной Законом.
§8.2. Государственные секретари оказывают консультативную и организационную поддержку Министрам по их поручению.
§9. Члены Федерального совета избираются сроком на 84 суток (или до момента досрочного прекращения полномочий) Национальным Советом. §9.1. Каждый член Федерального Совета избирается отдельным голосованием абсолютным большинством голосов или же через отдельно одобренную НС процедуру общего одобрения Федерального Правительства. Каждый гражданин Швейцарии имеет на это право.
§9.2. Член Федерального совета может быть досрочно отстранён от власти в результате вотума недоверия Национального Совета абсолютным большинством голосов.
§9.3. Федеральный Совет распускается одномоментно в полном составе после избрания нового созыва Национального Совета.
§9.4. Если какой-либо Министр не назначен, его функции временно исполняет один из членов Федерального Совета по общему решению членов Ф.Совета.
§9.5. По вопросам свой деятельности Министры издают Приказы.
§10. Федеральный Совет возглавляется Президентом Конфедерации, назначенным им же (советом) из числа членов ФС на 14-дневный срок. Президент Конфедерации возглавляет Федеральное Правительство и представляет Конфедерацию, а также исполняет иные функции в рамках своих полномочий и одновременно остается профильным Министром ФС.
§11. Федеральный Совет также назначает Вице-Президента Конфедерации из числа членов ФС на 14-дневный срок. Вице-Президент Конфедерации председательствует в Национальном Совете и отвечает за связь между Федеральным Советом и Национальным Советом. Вице-Президент Конфедерации одновременно остается Министром ФС.
§12. Порядок и процедура назначения Президента и Вице-президента Конфедерации регламентируется Конституционным Актом, который является особой неотъемлемой частью Основного Закона Швейцарии.
§13. Президент Конфедерации является главой государства и гарантом Конституции. Президент Конфедерации является самым высокопоставленным официальным лицом государства. Он председательствует на заседаниях Федерального Совета и выполняет представительские функции, возглавляет дипломатическую службу, учреждает и вручает награды, промульцирует Федеральные Законы, принятые Национальным Советом, объявляет всеобщие выборы и распускает Национальный Совет, обладает правом помилования.
§13.1. По вопросам свой деятельности Президент издает Указы.
§14. Вице-Президент Конфедерации председательствует в Национальном Совете и отвечает за организацию его работы, обеспечивает связь между Парламентом и Правительством, исполняет обязанности Президента по его поручению и в особых случаях, когда Президент по какой-либо причине не может исполнять свои обязанности.
§14.1. По вопросам свой деятельности Вице-Президент издает Распоряжения.
§15. Национальный Совет представлен 200 мандатами, которые пропорционально распределяются между политическими партиями (а те в свою очередь распределяют их между членами отдельной партии; каждый депутат может обладать несколькими мандатами согласно распределению внутри его фракции) в соответствии с результатами всеобщих равных выборов.
В случае нецелого числа мандатов, которые предоставлены конкретной партии, происходит округление, а не задействованные мандаты переходят в разряд вакантных до новых выборов.
§16. Национальный Совет – парламент Швейцарии, осуществляет законодательную деятельность на федеральном уровне, принимая Законы большинством голосов и исполняя другие свои функции. Правом законодательной инициативы обладают все депутаты НС и все члены ФС.
§16.1. Федеральный Закон вступает в силу после его промульгации Президентом в течении не более 3 суток с момента его принятия НС. Президент Конфедерации может отказать в промульгации только такому Закону, который противоречит конкретной норме Конституции и обязан отправить его на повторное рассмотрение НС с рекомендациями.
Законы, которые не соответствуют Конституции не имеют силы.
§17. Национальный Совет может принимать Регламент для упорядочивания свой деятельности в рамках Конституции. По вопросам своей деятельности НС издает Законы, Постановления (в т.ч. Судебные) и Декларации (Заявления).
§18. Национальный Совет также исполняет судебные функции, формируя Коллегию Судей из 3 (троих) членов НС по каждому отдельному делу путем отдельного голосования абсолютным большинством голосов депутатов (мандатов) НС. Судебная власть НС простирается на любые судебные производства по швейцарскому праву на швейцарской территории. Судебные решения Судебной Коллегии НС принимаются без участия в голосовании истца и ответчика, которые не могут быть назначены в Коллегию.
§18.1. В особых случаях, когда Коллегия не может быть назначена по объективным причинам, Федеральный Совет может поручить Национальному Совету принять решение по делу большинством голосов без участия в голосовании истца и ответчика.
§19. Национальный Совет собирается по созывам, каждый сроком 84 суток. По истечению срока полномочий созыва, Президент Конфедерации распускает НС и одновременно с ним в отставку уходит ФС в полном составе. Сразу после роспуска НС созывается новый созыв по итогам уже прошедших всеобщих выборов и вновь назначаются члены Федерального Совета. В период между роспуском предыдущего и созывом нового НС, если такой возникает, все члены ФС становятся временно исполняющими обязанностей.
§20. Национальный Совет в обязательном порядке ратифицирует все международные соглашения, заключенные Федеральным Советом.
РАЗДЕЛ 3
АДМИНИСТРАТИВНОЕ УСТРОЙСТВО
§21. Швейцарская Конфедерация состоит из 26 Кантонов — это крупнейшие государственно-территориальные единицы Швейцарской Конфедерации.
§22. Кантоны, население в которых равно или превышает 4 гражданина, имеют право самостоятельно созывать Кантональный Совет – региональный законодательный орган и формировать Совет Кантона – региональный орган исполнительной власти и с их помощью реализовывать местную компетенцию в рамках Конституции.
§22.1. К местной компетенции Кантонов относятся вопросы:
- регулирования деятельности СМИ
- культуры, образования и науки
- местной налоговой политики с учетом федеральных сборов
- региональных политических партий
- региональных символики и праздников
§22.2. Вопросы внешней политики, национальной безопасности и обороны строго закреплены за Федеральными Властями.
РЕЗДЕЛ 4
ПЕРЕХОДНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
§23. Если практика покажет несовершенство, непригодность или недостаточность некоторых статей конституции, Национальный Совет может осуществлять пересмотр конституции. Пересмотр настоящей конституции осуществляется квалифицированным большинством Национального Совета – не менее 2/3 голосов.
§24. Все без исключения статьи конституции продолжают действовать до тех пор, пока изменения их, сделанные НС для пересмотра конституции, не будут опубликованы.
§25. Положения, пересматривающие конституцию, вступают в силу в качестве поправок в конституцию и не требуют согласия Президента, но могут быть им инициированны.
§26. Защищенными от поправок статьями являются: §1-§4
§27. Конституция не может быть отменена. Её действие на всей территории страны непрерывно.
РАЗДЕЛ 5
ГЕНЕРАЛЬНАЯ ПРОКУРАТУРА
§28. Генеральная Прокуратура Швейцарской Конфедерации (ГПШК) – особый орган исполнительной власти федерального уровня, возглавляемая Генеральным Прокурором (или лицом, исполняющим его обязанности) для обеспечения защиты Законов (в т.ч. Конституции) и представления интересов государства в любом судебном порядке и проведения особого следствия.
§28.1. Если Генеральный Прокурор не назначен, его функции исполняет Министр безопасности и юстиции Федерального Совета.
§29. Генеральный прокурор назначается Национальным Советом. Генеральный Прокурор имеет иммунитет и отвечает за свою деятельность перед Национальным Советом.
§29.1. Генеральный Прокурор может участвовать в заседаниях Федерального Совета, однако исключительно как внеправительственный наблюдатель с консультативным правом голоса.
§30. Деятельность Генерального Прокурора обеспечивается Офисом Генеральной Прокуратуры Швейцарии. Для своей деятельности Генеральный Прокурор издает Приказы.
§31. Круг ответственности Генеральной Прокуратуры устанавливается отдельным Законом в соответствии с §28 Конституции и действует для реализации полномочий Федеральных Властей.