[XIIe Convention] 2e séance — конституционная реформа

Wilhelm Vouasien-Argiano

Mąż Kagome Iwamury
Президент Конвента

Wilhelm Vouasien-Argiano

Mąż Kagome Iwamury
Президент Конвента
Сообщения
7.108
Реакции
4.859
Гражданство
XIIe SESSION
de la Convention

MHDGQxV.png

Séance d'ouverture
Конституционная реформа

Députés de la XIIe session de la Convention

Initiateur de la séance parlementaire
 

Mr. Crowley

Мэр Орлеана

Mr. Crowley

Мэр Орлеана
Сообщения
127
Реакции
102
Гражданство
Федерализма ведь не в одном форумном государстве не было.. никогда в него не играли.. никогда с дыркой на пятой точке из-за не оставались.. но вот именно сейчас и благодаря Вам всё будет хорошо! Какая радость! (нет). Виднее не региональным политикам, коих насчитывается 2-3 штуки, а политикам в центре, куда идут и старые, и новые игроки.

И да, рекламой федерализма было бы если б Вы притащили 10 игроков (как минимум (!)) и начали играть в федерацию, а не тогда, когда на один регион один человек.

Вы сравниваете две совершенно разные Конституции, написанные при совершенно разных обстоятельствах и в основу которых закладывался совершенно разный смысл, который обсуждать не здесь.

Вообще-то, я всё это прекрасно говорил.
Сейчас здесь присутствуют по меньшей мере 3 немецких политика. И у них на Родине федеративное устройство государства. В связи с этим вопрос: зачем же вы так некультурно отзываетесь об их пятых точках?)
 

Герман

OBOBO
Федеральный Канцлер Германии

Герман

OBOBO
Федеральный Канцлер Германии
Сообщения
1.155
Реакции
598
Гражданство
Немецкий федерализм рабочий. Была бы унитарная Германия, то Бавария скорее всего обернулась унылой пустыней.

Не могу оставить своего напарника одного в этом жарком кабинете. Но да, сейчас мы перебранками ничерта не добиваемся. Если голосовать хоть как-нибудь, то я готов.
 

Mr. Crowley

Мэр Орлеана

Mr. Crowley

Мэр Орлеана
Сообщения
127
Реакции
102
Гражданство
Немецкий федерализм рабочий. Была бы унитарная Германия, то Бавария скорее всего обернулась унылой пустыней.

Не могу оставить своего напарника одного в этом жарком кабинете. Но да, сейчас мы перебранками ничерта не добиваемся. Если голосовать хоть как-нибудь, то я готов.
Дело в том, что непонятна процедура голосования за каждый проект по отдельности. Если необходимое большинство голосов ни один проект не наберёт (а так скорее всего и будет), то получается нужно будет закрывать заседание и обсуждать новый проект в другом месте, а это ещё недели две минимум. Плюс само голосование за каждый проект по отдельности займёт неделю в лучшем случае.
 

Mr. Crowley

Мэр Орлеана

Mr. Crowley

Мэр Орлеана
Сообщения
127
Реакции
102
Гражданство
Такое ощущение, что Вы проект мсье Меларена и не читали совсем. "Я Д’Артаньян, а остальные плохие" называется.
И насчёт того, что я считаю себя "д'артаньяном", а остальных какими-то не такими. Я вообще-то готов идти на компромисс по Конституции (что я неоднократно и делал) и подумать над проектом, который удовлетворит всех граждан Франции. Чтобы новая Конституция действительно была народной.
 

Richard Williams

All for the King, nothing against the King
Министр юстиции Германии

Richard Williams

All for the King, nothing against the King
Министр юстиции Германии
Сообщения
4.022
Реакции
2.458
Гражданство
Я высказал своё мнение. Форумный федерализм не работает ввиду отсутствия игроков.

Мне смешно с попыток перевернуть всё в свою пользу, абсолютно игнорируя то, что ничего не выйдет.

Повторюсь, своё мнение я высказал и участвовать в дальнейших дискуссиях смысла не вижу, потому что всё превращается в клоунаду.

Давайте голосовать или мы тут фигнёй страдать собрались?
 

Mr. Crowley

Мэр Орлеана

Mr. Crowley

Мэр Орлеана
Сообщения
127
Реакции
102
Гражданство
Я высказал своё мнение. Форумный федерализм не работает ввиду отсутствия игроков.

Мне смешно с попыток перевернуть всё в свою пользу, абсолютно игнорируя то, что ничего не выйдет.

Повторюсь, своё мнение я высказал и участвовать в дальнейших дискуссиях смысла не вижу, потому что всё превращается в клоунаду.

Давайте голосовать или мы тут фигнёй страдать собрались?
Я ещё раз говорю, забудьте понятие "федерализм" и напишите конкретные претензии касательно административно-территориального устройства в проекте Конституции от "Республиканцев".

То есть вы хотите чтобы правительство вмешивалось во внутренние дела департаментов, если там есть префекты, которые управляют этим департаментом? Или вы хотите, чтобы правительство без объяснения причин снимало префектов?

То есть, по вашему "федерализм" несомненно убьёт активность игроков, а вот то, что я выше описал, это вообще божья благодать. Активность игроков моментально вверх взлетит)
 

Mathieu Mälaren

Représentant de la démocratie souveraine
Директор по иностранным делам

Mathieu Mälaren

Représentant de la démocratie souveraine
Директор по иностранным делам
Сообщения
18.562
Реакции
7.622
Гражданство
Сама процедура. Я просто не понимаю, как при наличии даже 15 активных игроков проводить выборы в парламент. Ведь по сути одна партия будет всегда контролировать парламент, так как они будут голосовать за самих себя каждые выборы. А вы ещё предлагаете парламентскую республику, где главой исполнительной власти по факту будет премьер-министр, назначаемый тоже по результатам парламентских выборов (то есть, эта же партия будет контролировать ещё и правительство). Выборы в парламент это конечно хорошо, но не в условиях форума, где голосует не "народ", а члены партии за самих же себя, основываясь в первую очередь на личных знакомствах.

Чтобы избежать ситуации, когда одна партия будет контролировать по сути всё государство (и законодательную, и исполнительную и соответственно судебную власть), гораздо разумнее оставить возможность стать депутатом для всех желающих для постоянного притока новых лиц (и постоянного изменения расклада сил) и отказаться от должности премьер-министра, чтобы дать президенту возможность самостоятельно формировать правительство (хоть и с согласованием) и управлять им, независимо от количества мандатов той или иной партии в парламенте.
Аргументом про 15 активных игроков кроется и тема федерализма: ну какой федерализм при таком числе людей?) Но это так, лирика.

Почему в этой ситуации одна партия будет всегда контролировать парламент? Это совершенно необязательный случай. Наоборот, моя система нацелена на большую политическую диверсификацию и поощряет партийное и коалиционное строительство. Для соблюдения указанного вами условия около 50% граждан должны состоять в одной партии, но сейчас во Франции, с активным партийным строительством, ни одна из партий не набирает в своём членстве даже 25% граждан, они почти все состоят из 2-4 человек, при довольно высоком (во всяком случае сейчас) проценте беспартийных. Нет оснований полагать, что ситуация сильно изменится в будущем (хотя две-три партии или блока партий могут стать лидирующими).

Посмотрим на ситуации с выборами на Политсиме в других странах, Британии и Германии (беру только современные актуальные примеры). В случае Британии тезис действительно оправдан, но мы должны учитывать местный контекст: вся британская политическая элита, "ядро нации" в действительности является членами одной партии, поэтому предсказуем и результат. Но даже там политические разногласия в "ядре" могли приводить к ситуативной победе оппозиции. Пример Германии более показателен: там существует несколько политических блоков, заинтересованных в Германии. Их набор и состав постоянно меняется, но тем интереснее это изучать: партии/блоки в политсимовской Германии (в основном, оппозиционные ХДС) преимущественно ситуативные, нацеленные на результат на конкретных выборах. И это окупает себя, достаточно посмотреть на выборы в ФРГ в целом.

Про связку президента и премьер-министра я уже комментировал, не вижу смысла уходить на ещё один виток обсуждений и разъяснений. Президент может самостоятельно сформировать правительство, если получит поддержку парламента.

Расклад сил меняется и так достаточно часто (раз в ~2 месяца), что подогревает интерес и заставляет шевелится и партии, и правительство, давая одновременно и некоторые моменты покоя (без них, как показывает практика Сингапура или чехарды премьер-министров в РИ, все тоже начинают уставать).
 

Mathieu Mälaren

Représentant de la démocratie souveraine
Директор по иностранным делам

Mathieu Mälaren

Représentant de la démocratie souveraine
Директор по иностранным делам
Сообщения
18.562
Реакции
7.622
Гражданство
То есть вы хотите чтобы правительство вмешивалось во внутренние дела департаментов, если там есть префекты, которые управляют этим департаментом? Или вы хотите, чтобы правительство без объяснения причин снимало префектов?
Во-первых, ничего не мешает на законодательном уровне прописать конкретные условия отстранения префектов от должности. Это, кстати, и в текущем законе есть. Во-вторых, компромиссные варианты уже предлагались во время обсуждений в Ласси. В-третьих, да, у нас префекты суть часть единой системы исполнительной власти и подотчётны правительству (сейчас Директории).
 

Mathieu Mälaren

Représentant de la démocratie souveraine
Директор по иностранным делам

Mathieu Mälaren

Représentant de la démocratie souveraine
Директор по иностранным делам
Сообщения
18.562
Реакции
7.622
Гражданство
Дело в том, что непонятна процедура голосования за каждый проект по отдельности. Если необходимое большинство голосов ни один проект не наберёт (а так скорее всего и будет), то получается нужно будет закрывать заседание и обсуждать новый проект в другом месте, а это ещё недели две минимум. Плюс само голосование за каждый проект по отдельности займёт неделю в лучшем случае.
Предложение по голосованию было вполне конкретным. Выбрать из двух вариантов один, доработать его и после этого проголосовать по нему ещё раз.
 

Mr. Crowley

Мэр Орлеана

Mr. Crowley

Мэр Орлеана
Сообщения
127
Реакции
102
Гражданство
Аргументом про 15 активных игроков кроется и тема федерализма: ну какой федерализм при таком числе людей?) Но это так, лирика.

Почему в этой ситуации одна партия будет всегда контролировать парламент? Это совершенно необязательный случай. Наоборот, моя система нацелена на большую политическую диверсификацию и поощряет партийное и коалиционное строительство. Для соблюдения указанного вами условия около 50% граждан должны состоять в одной партии, но сейчас во Франции, с активным партийным строительством, ни одна из партий не набирает в своём членстве даже 25% граждан, они почти все состоят из 2-4 человек, при довольно высоком (во всяком случае сейчас) проценте беспартийных. Нет оснований полагать, что ситуация сильно изменится в будущем (хотя две-три партии или блока партий могут стать лидирующими).

Посмотрим на ситуации с выборами на Политсиме в других странах, Британии и Германии (беру только современные актуальные примеры). В случае Британии тезис действительно оправдан, но мы должны учитывать местный контекст: вся британская политическая элита, "ядро нации" в действительности является членами одной партии, поэтому предсказуем и результат. Но даже там политические разногласия в "ядре" могли приводить к ситуативной победе оппозиции. Пример Германии более показателен: там существует несколько политических блоков, заинтересованных в Германии. Их набор и состав постоянно меняется, но тем интереснее это изучать: партии/блоки в политсимовской Германии (в основном, оппозиционные ХДС) преимущественно ситуативные, нацеленные на результат на конкретных выборах. И это окупает себя, достаточно посмотреть на выборы в ФРГ в целом.

Про связку президента и премьер-министра я уже комментировал, не вижу смысла уходить на ещё один виток обсуждений и разъяснений. Президент может самостоятельно сформировать правительство, если получит поддержку парламента.

Расклад сил меняется и так достаточно часто (раз в ~2 месяца), что подогревает интерес и заставляет шевелится и партии, и правительство, давая одновременно и некоторые моменты покоя (без них, как показывает практика Сингапура или чехарды премьер-министров в РИ, все тоже начинают уставать).
В Германии есть и федерализм. И мсье Герман привел в пример Баварию. Почему вы не рассматриваете вариант, что в одном департаменте будет 5 игроков и там действительно будет интересная региональная политика, а в другом 1? Везде получить достаточный актив в любом случае не получится.

Но это отсылка к моей прошлой идее, так как в нынешнем проекте полноценного федерализма нет. Я повторяю, что там два основных принципа: правительство не суётся во внутренние дела департаментов и не, может одним только указом снимать префектов. И почему бы не прописать это сейчас в Конституции, а не спускать это на уровень законов в будущем?

Я больше склоняюсь к варианту, когда исполнительная власть будет достаточно независима от законодательной. Это как раз таки и будет интереснее в плане конкуренции. Так что необходимость в должности премьер-министра действительно спорна.

Насчёт голосования по проекту. Если вы готовы вносить изменения, то давайте сразу обсуждать компромиссный вариант на основе вашей конституции. Я не против, это вполне приемлемый вариант. А если вы хотите принять свой проект в изначальном виде, то можете попробовать набрать квалифицированное большинство голосов.
 

Павел бен Кадмон Макиарт

Ветеран гражданской войны в Швейцарии
Гранд Президиума Аргентины

Павел бен Кадмон Макиарт

Ветеран гражданской войны в Швейцарии
Гранд Президиума Аргентины
Сообщения
3.417
Реакции
717
Гражданство
В Германии есть и федерализм. И мсье Герман привел в пример Баварию. Почему вы не рассматриваете вариант, что в одном департаменте будет 5 игроков и там действительно будет интересная региональная политика, а в другом 1?
Тогда может указать в Конституции, что Департамент может иметь свои собственные органы власти только при наличии пяти зарегистрированных в нем жителей, не являющихся друг другу дополнительными аккаунтами?
 

Mr. Crowley

Мэр Орлеана

Mr. Crowley

Мэр Орлеана
Сообщения
127
Реакции
102
Гражданство
Завтра я более подробно распишу свои предложения по некоторым моментам на основе проекта мсье Маларена.

Причем я абстрагируюсь от личных политических идей и предпочтений и сконцентрируюсь на интересе от игрового процесса.

А затем мы вместе всё обсудим именно с позиции интереса для всех игроков.
 

Mathieu Mälaren

Représentant de la démocratie souveraine
Директор по иностранным делам

Mathieu Mälaren

Représentant de la démocratie souveraine
Директор по иностранным делам
Сообщения
18.562
Реакции
7.622
Гражданство
В Германии есть и федерализм. И мсье Герман привел в пример Баварию. Почему вы не рассматриваете вариант, что в одном департаменте будет 5 игроков и там действительно будет интересная региональная политика, а в другом 1? Везде получить достаточный актив в любом случае не получится.

Но это отсылка к моей прошлой идее, так как в нынешнем проекте полноценного федерализма нет. Я повторяю, что там два основных принципа: правительство не суётся во внутренние дела департаментов и не, может одним только указом снимать префектов. И почему бы не прописать это сейчас в Конституции, а не спускать это на уровень законов в будущем?

Я больше склоняюсь к варианту, когда исполнительная власть будет достаточно независима от законодательной. Это как раз таки и будет интереснее в плане конкуренции. Так что необходимость в должности премьер-министра действительно спорна.

Насчёт голосования по проекту. Если вы готовы вносить изменения, то давайте сразу обсуждать компромиссный вариант на основе вашей конституции. Я не против, это вполне приемлемый вариант. А если вы хотите принять свой проект в изначальном виде, то можете попробовать набрать квалифицированное большинство голосов.
Немецкий федерализм во многом условен, при всех достойных уважения попытках немецких властей изменить эту ситуацию. Это если мы рассматриваем федерализм не только как внутреннюю автономию, но и возможность регионов влиять (как регионы, а не как население региона) на федеральную политику – Бундесрат там пытается нормально заработать уже который год, и кто только к этому руку не прикладывал. Бавария – это, конечно, замечательно, но как дела в других землях, например в северогерманской федеративной матрёшке?

Сейчас без личной критики, но. Я ещё раз подчеркну, что большинство моих вопросов про федерализм касается философского обоснования его необходимости для нашей Франции, вместо этого вы отвечаете хоть и (в целом) практическими аргументами, но не обосновывающими почему это должно работать так или иначе.

Так, например, почему правительство не суется во внутренние дела департаментов, если оно стоит над ними, стоит во главе них, определяет основные направления в том числе внутренней политики? Далее, что касается Конституции: вы то говорите, что она перегружена, то предлагаете вопросы, чьё нахождение вполне уместно в законе (и где они сейчас и находятся), переместить в Конституцию. Не вижу проблемы в том, чтобы оставить этот вопрос там, где он есть сейчас. Да, возможно, доработав, усовершенствовав, я готов это обсуждать. Мы можем законодательно усложнить процедуру снятия префекта (хотя у нас ни одного прецедента, к слову, до сих пор не было – на протяжении пяти лет все директоры были предельно лояльны к любым руководителям департаментов, даже при радикальном различии подходов к региональному развитию). Я не против, но выносить это в Конституцию не вижу ни смысла, ни необходимости.

Я ещё раз повторюсь, что не пойду на очередной виток обсуждения, потому что аргументы повторяются из раза в раз. Премьер-министр в предложенной нами модели опционален и всегда может быть подменён президентом по общему согласию.

Шантажировать меня тем, что у меня нет квалифицированного большинства, не надо, вроде все люди приличные. Предложения готов слушать, готов обсуждать, но поддержку им не обещаю, всё зависит от их содержания. Ещё одну федерацию на проекте я строить не хочу, их и так достаточно сейчас.
 

Mr. Crowley

Мэр Орлеана

Mr. Crowley

Мэр Орлеана
Сообщения
127
Реакции
102
Гражданство
Немецкий федерализм во многом условен, при всех достойных уважения попытках немецких властей изменить эту ситуацию. Это если мы рассматриваем федерализм не только как внутреннюю автономию, но и возможность регионов влиять (как регионы, а не как население региона) на федеральную политику – Бундесрат там пытается нормально заработать уже который год, и кто только к этому руку не прикладывал. Бавария – это, конечно, замечательно, но как дела в других землях, например в северогерманской федеративной матрёшке?

Сейчас без личной критики, но. Я ещё раз подчеркну, что большинство моих вопросов про федерализм касается философского обоснования его необходимости для нашей Франции, вместо этого вы отвечаете хоть и (в целом) практическими аргументами, но не обосновывающими почему это должно работать так или иначе.

Так, например, почему правительство не суется во внутренние дела департаментов, если оно стоит над ними, стоит во главе них, определяет основные направления в том числе внутренней политики? Далее, что касается Конституции: вы то говорите, что она перегружена, то предлагаете вопросы, чьё нахождение вполне уместно в законе (и где они сейчас и находятся), переместить в Конституцию. Не вижу проблемы в том, чтобы оставить этот вопрос там, где он есть сейчас. Да, возможно, доработав, усовершенствовав, я готов это обсуждать. Мы можем законодательно усложнить процедуру снятия префекта (хотя у нас ни одного прецедента, к слову, до сих пор не было – на протяжении пяти лет все директоры были предельно лояльны к любым руководителям департаментов, даже при радикальном различии подходов к региональному развитию). Я не против, но выносить это в Конституцию не вижу ни смысла, ни необходимости.

Я ещё раз повторюсь, что не пойду на очередной виток обсуждения, потому что аргументы повторяются из раза в раз. Премьер-министр в предложенной нами модели опционален и всегда может быть подменён президентом по общему согласию.

Шантажировать меня тем, что у меня нет квалифицированного большинства, не надо, вроде все люди приличные. Предложения готов слушать, готов обсуждать, но поддержку им не обещаю, всё зависит от их содержания. Ещё одну федерацию на проекте я строить не хочу, их и так достаточно сейчас.
Завтра тогда и распишу всё. Хорошо, что вы готовы к обсуждению.

Благодарю вас.
 

Titus Publius Corvinus

Дитя Малкава
Командир ракетно-космических войск Аргентины

Titus Publius Corvinus

Дитя Малкава
Командир ракетно-космических войск Аргентины
Сообщения
330
Реакции
111
Гражданство
Немецкий федерализм во многом условен, при всех достойных уважения попытках немецких властей изменить эту ситуацию. Это если мы рассматриваем федерализм не только как внутреннюю автономию, но и возможность регионов влиять (как регионы, а не как население региона) на федеральную политику – Бундесрат там пытается нормально заработать уже который год, и кто только к этому руку не прикладывал. Бавария – это, конечно, замечательно, но как дела в других землях, например в северогерманской федеративной матрёшке?

Сейчас без личной критики, но. Я ещё раз подчеркну, что большинство моих вопросов про федерализм касается философского обоснования его необходимости для нашей Франции, вместо этого вы отвечаете хоть и (в целом) практическими аргументами, но не обосновывающими почему это должно работать так или иначе.

Так, например, почему правительство не суется во внутренние дела департаментов, если оно стоит над ними, стоит во главе них, определяет основные направления в том числе внутренней политики? Далее, что касается Конституции: вы то говорите, что она перегружена, то предлагаете вопросы, чьё нахождение вполне уместно в законе (и где они сейчас и находятся), переместить в Конституцию. Не вижу проблемы в том, чтобы оставить этот вопрос там, где он есть сейчас. Да, возможно, доработав, усовершенствовав, я готов это обсуждать. Мы можем законодательно усложнить процедуру снятия префекта (хотя у нас ни одного прецедента, к слову, до сих пор не было – на протяжении пяти лет все директоры были предельно лояльны к любым руководителям департаментов, даже при радикальном различии подходов к региональному развитию). Я не против, но выносить это в Конституцию не вижу ни смысла, ни необходимости.

Я ещё раз повторюсь, что не пойду на очередной виток обсуждения, потому что аргументы повторяются из раза в раз. Премьер-министр в предложенной нами модели опционален и всегда может быть подменён президентом по общему согласию.

Шантажировать меня тем, что у меня нет квалифицированного большинства, не надо, вроде все люди приличные. Предложения готов слушать, готов обсуждать, но поддержку им не обещаю, всё зависит от их содержания. Ещё одну федерацию на проекте я строить не хочу, их и так достаточно сейчас.
В общем-то я тоже считаю что федерации еще надо дорасти, если делать федерацию полноценную. Однако, если федерация формальная, то для чего она? Смысл формальной федерации имеется если это обусловлено особенностями страны, как для Германии или какого-нибудь многонационального государства.
 

Mr. Crowley

Мэр Орлеана

Mr. Crowley

Мэр Орлеана
Сообщения
127
Реакции
102
Гражданство
Предложение:

1. По административно-территориальному устройству предлагаю следующее:

1) я согласен, чтобы правительство назначало префектов на срок 75 дней с возможностью повторного назначения.
2) Я согласен на снятие префектов с должности с такой формулировкой: "Префекты снимаются с должности решением правительства на основаниях, определяемых органическим законом".
3) в законе должны будут прописаны следующие основания для снятия префекта с должности:
  • По собственному желанию;
  • Истечение срока полномочий без повторного назначения;
  • Утрата французского гражданства.
  • Аннулирование карты соискателя.
  • По результатам местного референдума по вопросу отставки префекта, инициированного не менее тремя жителями департамента и набравшим простое большинство голосов всех жителей департамента.
  • Нарушение закона, установленное решением суда.
4) Но необходимо дополнить конституцию:
"Префекты имеют право самостоятельно определять направление региональной политики и издавать указы, не противоречащие Конституции и законам Франции, по вопросам, находящимся в юрисдикции департамента"
"Правительство не имеет права вмешиваться в политический процесс внутри департаментов, напрямую управлять департаментами и навязывать их властям свою волю за исключением случаев, прописанных в настоящей Конституции".

2. По выборам и взаимодействию исполнительной и законодательной ветвей власти:

1) Я согласен на проведение парламентских выборов.
2) Но пусть будет установлена президентская республика без должности премьер-министра, и так же необходимо убрать из конституции фразу, что "парламент контролирует правительство".
3) Так как парламент итак имеет множество рычагов воздействия на исполнительную власть (утверждение состава правительства простым большинством голосов, объявление импичмента президенту, вынесение вотума недоверия правительству), необходимо уравновесить и прописать следующее:
  • Право роспуска парламента президентом (уже есть);
  • Право сильного президентского вето, описанное в моём проекте.
  • Установить необходимость в квалифицированном большинстве голосов для вынесения вотума недоверия правительству.

3. О суде:

Я согласен на должность юстициара, конституционный совет и трибунал присяжных, но с изменениями:
  • Юстициар будет главой всей судебной власти (что-то вроде Верховного судьи).
  • Юстициар будет председательствовать в конституционном совете и иметь право решающего голоса. Чтобы усилить независимость судебной власти.
  • Юстициар будет проводить судебный процесс по административным, гражданским и уголовным делам. Присяжные будут выносить свой вердикт, а юстициар назначать соразмерное наказание. Без кассационного суда. Решение присяжных и юстициара не будет подлежать обжалованию.
  • В составе конституционного совета помимо юстициара будут ещё 4 человека: двоих выбирает парламент, и ещё двоих назначает президент.
 
Последнее редактирование:

Titus Publius Corvinus

Дитя Малкава
Командир ракетно-космических войск Аргентины

Titus Publius Corvinus

Дитя Малкава
Командир ракетно-космических войск Аргентины
Сообщения
330
Реакции
111
Гражданство
Предложение:

1) По административно-территориальному устройству предлагаю следующее:
  • я согласен, чтобы правительство назначало префектов на срок 75 дней с возможностью повторного назначения.
  • Я согласен на снятие префектов с должности с такой формулировкой: "Префекты снимаются с должности решением правительства на основаниях, определяемых органическим законом".
  • в законе должны будут прописаны следующие основания для снятия префекта с должности:
  • По собственному желанию;
  • Истечение срока полномочий без повторного назначения;
  • Утрата французского гражданства.
  • Аннулирование карты соискателя.
  • По результатам местного референдума по вопросу отставки префекта, инициированного не менее тремя жителями департамента и набравшим простое большинство голосов всех жителей департамента.
  • Нарушение закона, установленное решением суда.
- Но необходимо дополнить конституцию:
*Префекты имеют право самостоятельно определять направление региональной политики и издавать указы, не противоречащие Конституции и законам Франции, по вопросам, находящимся в юрисдикции департамента.
* Правительство не имеет права вмешиваться в политический процесс внутри департаментов, напрямую управлять департаментами и навязывать их властям свою волю за исключением случаев, прописанных в настоящей Конституции.

2) По выборам и взаимодействию исполнительной и законодательной ветвей власти:
  • Я согласен на проведение парламентских выборов.
  • Но пусть будет установлена президентская республика без должности премьер-министра, и так же необходимо убрать из конституции фразу, что "парламент контролирует правительство".
  • Так как парламент итак имеет множество рычагов воздействия на исполнительную власть (утверждение состава правительства простым большинством голосов, объявление импичмента президенту, вынесение вотума недоверия правительству), необходимо уравновесить и прописать следующее:
  • Право роспуска парламента президентом (уже есть);
  • Право сильного президентского вето, описанное в моём проекте.
  • Установить необходимость в квалифицированном большинстве голосов для вынесения вотума недоверия правительству.

3) О суде:
  • я согласен на должность юстициара, конституционный совет и трибунал присяжных.
  • но с изменениями:
  • Юстициар будет главой всей судебной власти (что-то вроде Верховного судьи).
  • Юстициар будет председательствовать в конституционном совете и иметь право решающего голоса. Чтобы усилить независимость судебной власти.
  • Юстициар будет проводить судебный процесс по административным, гражданским и уголовным делам. Присяжные будут выносить свой вердикт, а юстициар назначать соразмерное наказание. Без кассационного суда. Решение присяжных и юстициара не будет подлежать обжалованию.
  • В составе конституционного совета помимо юстициара будут ещё 4 человека: двоих выбирает парламент, и ещё двоих назначает президент.
Плюсую
 

Герман

OBOBO
Федеральный Канцлер Германии

Герман

OBOBO
Федеральный Канцлер Германии
Сообщения
1.155
Реакции
598
Гражданство
Мне нравится конституция Кроули, потому что мы наконец-то выбираемся из тлена парламентаризма и идём по пути равнозначности всех трёх ветвей. А то парламентаризм... Ну не везде ж с этим парламентаризмом носится? Хотя если честно, в условиях Политсима сильный парламент без выборов при малом количестве граждан это самый легитимный орган.
 

Mr. Crowley

Мэр Орлеана

Mr. Crowley

Мэр Орлеана
Сообщения
127
Реакции
102
Гражданство
Представляю компромиссный вариант на основе проекта Конституции мсье Маларена, в который внесены правки.

Прошу обратить особое внимание к статьям 17, 19, 27, 29, 30, 32, 41.

Конституция Французской республики

Декларация прав человека и гражданина


Представители французского народа, полагая, что невежество, забвение прав человека или пренебрежение ими являются единственной причиной общественных бедствий и испорченности правительств, приняли решение изложить в торжественной Декларации естественные, неотчуждаемые и священные права человека, чтобы эта Декларация, неизменно пребывая перед взором всех членов общественного союза, постоянно напоминала им их права и обязанности, чтобы действия законодательной и исполнительной власти, которые в любое время можно было бы сравнить с целью каждого политического института, встречали большее уважение; чтобы требования граждан, основанные отныне на простых и неоспоримых принципах, устремлялись к соблюдению Конституции и всеобщему благу. Соответственно, французский народ провозглашает следующие права и свободы.

§1. Все люди свободны и равны в своих в правах. Общественные различия могут основываться лишь на общей пользе.
§2. Цель всякого политического союза – обеспечение естественных и неотъемлемых прав человека. Таковые – свобода, собственность, безопасность и сопротивление угнетению.
§3. Источником суверенной власти является нация. Никакие учреждения, ни один индивид не могут обладать властью, которая не исходит явно от нации.
§4. Свобода состоит в возможности делать все, что не наносит вреда другому: таким образом, осуществление естественных прав каждого человека ограничено лишь теми пределами, которые обеспечивают другим членам общества пользование теми же правами. Пределы эти могут быть определены только законом.
§5. Закон имеет право запрещать лишь действия, вредные для общества. Все, что не запрещено законом, то дозволено и никто не может быть принужден делать то, что не предписано законом.
§6. Закон есть выражение общей воли. Все граждане имеют право участвовать лично в его создании. Он должен быть единым для всех, охраняет он или карает. Все граждане равны перед ним и поэтому имеют равный доступ ко всем постам, публичным должностям и занятиям сообразно их способностям и без каких-либо иных различий, кроме тех, что обусловлены их добродетелями и способностями.
§8. Никто не может подвергаться обвинению или преследованию иначе, как в случаях, предусмотренных законом и в предписанных им формах. Тот, кто испрашивает, отдает, исполняет или заставляет исполнять основанные на произволе приказы, подлежит наказанию; но каждый человек, вызванный в силу закона, должен беспрекословно повиноваться: в случае сопротивления он несет ответственность.
§9. Устанавливаемые наказания не могут ограничивать свободу передвижения человека – никто не может быть подвергнут задержанию или заключению.
§10. Закон должен устанавливать наказания лишь строго и бесспорно необходимые; никто не может быть наказан иначе, как в силу закона, принятого и обнародованного до совершения правонарушения и надлежаще примененного.
§11. Каждый считается невиновным, пока его вина не установлена.
§12. Никто не должен быть притесняем за свои взгляды, при условии, что их выражение не нарушает общественный порядок, установленный законом.
§13. Свободное выражение мыслей и мнений есть одно из драгоценнейших прав человека; каждый гражданин поэтому может свободно высказываться, писать, печатать, отвечая лишь за злоупотребление этой свободой в случаях, предусмотренных законом.
§14. Для гарантии прав человека и гражданина необходима государственная сила; она создается в интересах всех, а не для личной пользы тех, кому она вверена.
§15. Общество имеет право требовать у любого должностного лица отчета о его деятельности.
§16. Так как собственность есть право неприкосновенное и священное, никто не может быть лишен ее иначе, как в случае установленной законом явной общественной необходимости и при условии справедливого и предварительного возмещения.

Преамбула

  Французский народ, провозглашая свою приверженность правам человека и принципам национального суверенитета, исходя из республиканских принципов, кои являются незыблемой основой французского государства, выражая желание Нации к развитию системы государственного устройства, основываясь на идеалах свободы, равенства и братства, провозглашают третью Французскую республику и принимают настоящую Конституцию.

Суверенитет

Article 1. Республика
  Франция является неделимой, светской, социальной, демократической Республикой. Она является независимым и суверенным государством, основанном на верховенстве права. Она обеспечивает равенство перед законом всех граждан.
  Суверенитет Франции распространяется на земли, воды, недра и воздушное пространство, соответствующие реальным Франции и Монако; швейцарским кантонам Во, Женева, Невшатель, Юра, а также отдельным округам швейцарских кантонов Берн, Вале и Фрибур: Бернер-Юра, Бруй, Вевейс, Глан, Грюйер, Монтей, Сан-Морис, Сарин; Бельгии и Люксембурга в их границах на 1 августа 2024 года.
  Суверенитет Франции также распространяется на сестринские республики и ассоциированные государственные образования, земли, воды, недра и воздушное пространство которых определяется соответствующими двусторонними договорами.

Article 2. Национальные символы
  Языки Республики — французский и русский.
  Национальная флаг — трехцветный: синий, белый, красный.
  Национальный гимн — «Марсельеза».
  Девиз Республики — «Свобода, Равенство, Братство».
  Её принцип — правление народа, народом и для народа.
  Подробности, в том числе иные национальные символы, устанавливаются органическим законом.

Article 3. Национальный суверенитет
  Национальный суверенитет принадлежит народу, который осуществляет его через своих представителей и путем референдума. Никакая часть народа и никакое отдельное лицо не могут присвоить себе его осуществление.
  Выборы могут быть прямыми или косвенными в соответствии с условиями, установленными Конституцией. Они всегда являются всеобщими, равными и при тайном голосовании.
  В соответствии с условиями, определяемыми законом, избирателями являются все французские граждане, пользующиеся гражданскими и политическими правами.

Article 4. Политический плюрализм
  Политические партии и группировки способствуют выражению мнений в ходе выборов. Они создаются и осуществляют свою деятельность свободно.
  Закон гарантирует плюралистическое выражение мнений и равное участие политических партий и группировок в демократической жизни Республики.
  Никому не может быть воспрепятствовано высказывать, печатать и обнародовать свои мысли. Написанное не может быть подвергнуто никакой цензуре.

Article 5. Французское гражданство
  Гражданство Франции есть устойчивая связь физического лица с Французской республикой.
  Натурализация во Франции – принятие физического лица в гражданство Франции – осуществляется исключительно Президентом Республики.
  Политические должности во Франции могут занимать только граждане Франции; лица без французского гражданства, но проживающие на её территории на постоянной основе, имеют право на замещение политических должностей только в управлении административно-территориальными единицами, а также в сестринских республиках и образованиях с ассоциированным статусом в соответствии с их законодательством. Законами могут учреждаться иные политические должности, доступные для замещения лицами без французского гражданства, но проживающими на её территории.
  Подробности применения настоящей статьи устанавливаются законом.

Президент Республики

Article 6. Основы президентства
  Президент Республики следит за соблюдением Конституции.
  Он обеспечивает своим арбитражем нормальное функционирование органов публичной власти, а также преемственность государства. Он возглавляет государство и является основным гарантом национальной независимости, целостности территории, соблюдения международных договоров.

Article 7. Президентский мандат
  Президент Республики избирается на сто пятьдесят дней всеобщими прямыми выборами. Никто не может осуществлять более двух президентских мандатов подряд.
  Президентский мандат отсчитывается со дня вступления в должность избранного Президента Республики — в день истечения предыдущего президентского мандата. Если это условие по какой бы то ни было причине окажется невыполнимым, избранный Президент Республики вступает в должность не позднее чем через пять дней со дня оглашения результатов выборов.
  Осуществление президентского мандата несовместимо с занятием должности депутата Национальной ассамблеи и юстициара Верховного суда. Осуществление президентского мандата также несовместимо с занятием должностей министров, кроме случаев, предусмотренных настоящей Конституцией.
  Подробности применения настоящей статьи, в том числе ограничения на занятие должности, процедура вступления в должность и запреты на совмещение с иными должностями, устанавливаются органическим законом.

Article 8. Президентские выборы
  Президент Республики избирается абсолютным большинством поданных голосов. Если это большинство не набрано в первом туре выборов, то на второй день после него проводится второй тур. В нем могут участвовать только те два кандидата, которые набрали наибольшее число голосов в первом туре с учетом возможности снятия кандидатур опережавших их кандидатов.
  Президентские выборы проводятся по объявлению Председателя Конвента.
  Избрание нового Президента Республики проводится не позднее, чем за пять и не ранее, чем за пятнадцать дней до истечения полномочий действующего Президента Республики. Если должность Президента Республики по какой бы то ни было причине окажется вакантной, избрание нового Президента Республики проводится не позднее, чем через семь дней после открытия вакансии.
  Подробности организации и проведения президентских выборов устанавливаются органическим законом.

Article 9. Замещение президентской должности
  Если пост Президента Республики по какой бы то ни было причине окажется вакантным, то его обязанности временно возлагаются на Вице-президента.
  Президентские обязанности могут быть возложены на Вице-президента действующим Президентом Республики, но не более чем на четырнадцать дней в рамках одного президентского мандата.

Article 10. Президентские полномочия
  Президент Республики формирует Правительство и руководит его деятельностью.
Он назначает выборы Национальной ассамблеи; распускает Национальную ассамблею в случаях и порядке, предусмотренных настоящей Конституцией.
Он формирует Кабинет Президента Республики.
  Он обращается с посланиями к Нации.
  Он направляет послания Национальной ассамблее; может выступать с посланиями в Национальной ассамблее, для чего созывается специальное заседание без какого бы то ни было голосования.
  Он осуществляет руководство внешней политикой Французской республики и утверждает стратегию внешней политики Французской республики.
  Он ведет переговоры и подписывает международные договоры Французской республики; подписывает ратификационные грамоты.
  Он принимает верительные и отзывные грамоты аккредитуемых при нем дипломатических представителей иностранных государств и международных организаций.
  Он имеет право помилования в индивидуальном порядке.
  Он осуществляет иные полномочия и исполняет иные обязанности, предусмотренные настоящей Конституцией и законодательством Республики.

Article 11. Промульгация законов
  Президент Республики промульгирует — подписывает и обнародует — законы в течение десяти дней после передачи ему окончательно принятого закона.
  Он имеет право до истечения этого срока наложить вето на любой законопроект, принятый Национальной ассамблеей простым большинством голосов депутатов. В этом случае законопроект возвращается в Национальную Ассамблею для повторного обсуждения и голосования. В случае повторного принятия законопроекта квалифицированным большинством голосов депутатов Национальной ассамблеи, законопроект вступает в силу без подписи Президента.
  Подробности применения настоящей статьи устанавливаются законом.

Article 12. Назначение на гражданские должности и освобождение от них
  Президент Республики назначает на должность и освобождает от должности своих полномочных представителей, членов своего Кабинета, великого канцлера ордена Почётного легиона.
Он формирует правительство и представляет Национальной ассамблее кандидатуры для назначения на должность министров.
  Он представляет Национальной ассамблее кандидатуру для назначения на должность президента Банка Франции и ставит перед Национальной ассамблеей вопрос об освобождении от должности президента Банка Франции.
  Он представляет Национальной ассамблее кандидатуру для назначения на должность юстициара Верховного суда; назначает на должность и освобождает от должности представителей Президента Республики в Конституционном совете.
  Президент Республики по представлению министра, реализующего государственную внешнюю политику, назначает и отзывает послов и иных дипломатических представителей Французской республики в иностранных государствах и международных организациях.
  Органический закон определяет другие должности, назначение на которые производится Президентом Республики самостоятельно или по представлению иного должностного лица, а также условия, в соответствии с которыми право назначения, принадлежащее Президенту Республики, может быть им делегировано и осуществляться от его имени.

Article 13. Роспуск Национальной ассамблеи
  Президент Республики после консультации с Председателем Национальной ассамблеи может объявить о роспуске Национальной ассамблеи. Всеобщие выборы в Национальную ассамблею проводятся не позднее чем через десять дней после роспуска.
  Национальная ассамблея собирается на третий день после её избрания.
Национальная ассамблея не может быть вновь распущена в течение пятидесяти дней после выборов.

Article 14. Объявление референдума
  Президент Республики может выносить на референдум любой законопроект об организации органов публичной власти, о реформах, касающихся экономической или социальной политики государства и публичных служб, содействующих ей, либо направленный на разрешение ратификации какого-либо договора, который, не вступая в противоречие с Конституцией, отразился бы на деятельности институтов.
  Референдум по вопросам, предусмотренным в абзаце первом, может проводиться по инициативе, выдвинутой одной пятой мандатов Национальной ассамблеи. Эта инициатива оформляется как законодательное предложение и не может быть направлена на отмену законодательного положения, промульгированного менее чем за сто восемьдесят дней до этого.
  Условия выдвижения этой инициативы и условия, в соответствии с которыми Конституционный совет контролирует соблюдение положений предыдущего абзаца, определяются органическим законом.
  Если законодательное предложение, вынесенное на референдум, не принимается французским народом, никакое новое предложение о проведении референдума по этому же вопросу не может вноситься до истечения ста дней со дня завершения предыдущего референдума. Если законопроект или законодательное предложение одобрены на референдуме, Президент Республики промульгирует закон в течение десяти дней после объявления результатов голосования.

Article 15. Чрезвычайное положение
  Когда институты Республики, независимость Нации, целостность ее территории или исполнение ее международных обязательств оказываются под серьезной и непосредственной угрозой, а нормальное функционирование конституционных органов публичной власти прервано, Президент Республики принимает все меры, которые диктуются этими обстоятельствами, после официальной консультации с председателем Национальной ассамблеи и Конституционным советом.
  Он информирует об этом Нацию посланием.
  Чрезвычайные меры должны быть продиктованы стремлением обеспечить в кратчайшие сроки конституционным органам публичной власти возможности для выполнения их задач. По поводу этих мер проводятся консультации с Конституционным советом.
Национальная Ассамблея не может быть распущена в период осуществления чрезвычайных полномочий.
  После семи дней осуществления чрезвычайных полномочий председатель Национального Ассамблеи или депутаты, суммарно контролирующие не менее одной трети всех мандатов, могут обратиться в Конституционный совет с просьбой проверить, существуют ли по-прежнему все условия, предусмотренные в абзаце первом. Конституционный совет в кратчайшие сроки объявляет свое решение в виде публичного заключения.
  Он производит эту проверку и объявляет свое решение в соответствии с этими же условиями по окончании пятнадцати дней осуществления чрезвычайных полномочий и в любой момент после этой даты.
  Подробности применения настоящей статьи устанавливаются органическим законом.

Article 16. Издаваемые Президентом Республики правовые акты
  Президент Республики облекает свои решения в ордонансы.
  Он облекает свои решения в указы, когда те касаются вопросов гражданства, назначения на должности и отстранения от должностей, награждений и помилования, а также иных вопросов, предусмотренных законодательством Республики.

Article 17. Вице-президент
Вице-президент руководит Кабинетом Президента Республики.
Он замещает Президента по его специальному поручению и в иных случаях, предусмотренных настоящей Конституцией.

Правительство

Article 18. Исполнительная власть
Правительство состоит из министров, каждый из которых подчиняется Президенту и имеет право издавать директивы, касающиеся сферы ведения его министерства, и не противоречащие Конституции и законодательству Франции.
Оно определяет и проводит политику Нации, оно обеспечивает исполнение законов. В его распоряжении находится государственная администрация.
  Оно несет ответственность перед Президентом.
  Полномочия и обязательства Правительства и его членов определяются настоящей Конституцией, законами, международными договорами и соглашениями Республики.

Article 19. Формирование Правительства
  Президент Республики формирует правительство в течение пяти дней со дня оглашения результатов всеобщих президентских выборов или расформирования предыдущего состава правительства.
  Состав Правительства утверждается Национальной ассамблеей по представлению Президента. В случае, если Ассамблея отклоняет предложенный состав Правительства, Президент вправе предложить иной состав.
Президент Республики распускает Национальную ассамблею, если та не пришла к согласию по составу Правительства более двух раз подряд.
  Члены правительства лишаются своих должностей при добровольной отставки, по указу Президента или в случае вотума недоверия правительству или отдельному его члену, объявленному квалифицированным большинством голосов депутатов Ассамблеи. После чего Президент в течении пяти дней должен представить Ассамблее новых членов правительства на вакантные должности.
Правительство также расформировывается в случае отрешения Президента от должности и по истечению срока его полномочий.
  Подробности применения настоящей статьи устанавливаются органическим законом.

Национальная ассамблея

Article 20. Законодательная власть
  Национальная ассамблея принимает законы.
Она утверждает состав правительства и другие кандидатуры на гражданские должности, представленные Президентом.
Она дает оценку всех направлений деятельности органов публичной власти в интересах Нации.
Она также исполняет другие функции и имеет другие полномочия, определяемые настоящей Конституцией.

Article 21. Депутаты Национальной ассамблеи
  Национальная ассамблея состоит из депутатов. Депутаты обладают мандатами, приобретаемыми в соответствии с настоящей Конституцией и органическим законом.
  Общее число мандатов в Национальной ассамблее составляет четыре сотни.
Распределение мандатов между участниками всеобщих парламентских выборов определяется на основе результатов голосования на этих выборах.
  Число мандатов у депутата определяет число голосов, которые депутат может использовать при участии в голосованиях в Национальной ассамблее. Один мандат равен одному голосу. Депутат не может делить свои голоса между различными опциями голосования.
  Любой императивный мандат недействителен. Право голосования депутаты осуществляют лично.
  Органический закон устанавливает условия избираемости депутатов, режим неизбираемости и несовместимости, порядок обретения и утраты статуса депутата. Он устанавливает также условия избрания лиц для замещения депутатов в случаях, когда их мандаты становятся вакантными, вплоть до полного или частичного обновления Ассамблеи.

Article 22. Парламентская легислатура
  Национальная ассамблея осуществляет свою деятельность по легислатурам, избираемым на семьдесят пять дней.
  Легислатура Ассамблеи отсчитывается со дня, следующего за днём завершения предыдущей легислатуры. Если это условие по какой бы то ни было причине окажется невыполнимым, Национальная ассамблея собирается на первое заседание легислатуры на третий день со дня оглашения результатов выборов.
  Подробности применения настоящей статьи устанавливаются органическим законом.

Article 23. Парламентские выборы
  Национальная ассамблея избирается на всеобщих прямых выборах.
  Выборы в Ассамблею проводятся по объявлению Президента Республики.
  Избрание новой легислатуры Национальной ассамблеи проводится не позднее, чем за пять и не ранее, чем за пятнадцать дней до истечения полномочий действующей легислатуры. Если Национальная ассамблея по какой бы то ни было причине окажется распущена, избрание новой легислатуры проводится не позднее, чем через десять дней после роспуска Национальной ассамблеи.
  Подробности организации и проведения парламентских выборов, а также порядок распределения мандатов устанавливаются органическим законом.

Article 24. Председатель Национальной ассамблеи и его полномочия
  Председатель Национальной ассамблеи избирается депутатами из своего числа на срок легислатуры.
  Председатель Ассамблеи руководит работой Национальной ассамблеи. Он подписывает и публикует принимаемые Национальной ассамблеей решения.
  Он представляет Национальную ассамблею в отношениях с иными учреждениями публичной власти Республики, иностранными парламентами и международными организациями.
  Председатель Ассамблеи может быть отрешен от должности; в таком случае на оставшийся срок работы созыва должен быть избран новый Председатель Ассамблеи.
  Его полномочия немедленно прекращаются в случае утраты им статуса депутата Ассамблеи.
  Если по каким-либо причинам Председатель Ассамблеи не избран, его функции до скорейшего избрания нового Председателя Ассамблеи возлагаются на старейшего по дате регистрации на Политсиме депутата.

Article 25. Законодательная инициатива
  Законодательная инициатива принадлежит Президенту Республики, депутатам Национальной Ассамблеи и членам правительства.
Правом законодательной инициативы обладает также юстициар Верховного суда по вопросам его ведения.
Внесение законопроектов в Национальную ассамблею производится в соответствии с условиями, предусмотренными органическим законом.

Article 26. Законодательная компетенция
  Законодательная компетенция Национальной ассамблеи реализуется через принятие конституционных, органических, финансовых, ратификационных и иных законов, регулирующих политическую, общественную, финансовую жизнь Республики.
  Национальная ассамблея может принимать резолюции в соответствии с условиями, установленными органическим законом.
  Если Национальная ассамблея не вынесла решения по законодательной инициативе Президента Республики или члена правительства в течение двадцати дней со дня её внесения, положения проекта могут быть введены в действие ордонансами Президента Республики. Указанный срок приостанавливается, когда Национальная ассамблея не избрана или не заседает.
  Положения настоящей статьи могут быть уточнены и дополнены органическим законом.

Article 27. Парламентская процедура
  Принятие Национальной ассамблеей всякого решения требует прений, непосредственно относящихся к рассматриваемому вопросу.
  Заседания Национальной ассамблеи публичны. По предложению инициативной группы из трех депутатов или по предложению Президента Республики заседание Ассамблеи может быть проведено в закрытом формате, с доступом на него только для французских граждан. Решение об ограничении доступа к заседанию принимает Председатель Ассамблеи.
  Ассамблея принимает решения по вопросам утверждения состава Правительства, утверждения на должность юстициара Верховного суда, назначения или утверждения на другие гражданские должности простым большинством голосов, составляющим более половины от числа мандатов Ассамблеи, принимающих участие в голосовании и выступающих «за».
  Она принимает конституционные законы конституционным большинством голосов, составляющим более трёх четвертей от общего числа мандатов Ассамблеи, выступающих «за».
  Она принимает органические законы, ратифицирует международные договоры и соглашения, выносит вотум недоверия Правительству или отдельному его члену квалифицированным большинством голосов, составляющим более двух третей от общего числа мандатов Ассамблеи, выступающих «за».
  Она принимает иные законы и решения абсолютным большинством голосов, составляющим более половины от общего числа мандатов Ассамблеи, выступающих «за», если иное не предусмотрено настоящей Конституцией.
Никакое решение, рассматриваемое Ассамблеей, не может быть принято без наличия кворума на голосовании, составляющего более половины от общего числа мандатов Ассамблеи.
  Никакое решение, рассматриваемое Ассамблеей, не может быть принято скорее, чем через сорок восемь часов после начала голосования по нему, если только оно не получило поддержку необходимого большинства мандатов Ассамблеи, но не менее половины от общего числа мандатов Ассамблеи, или если в голосовании не приняли участие все депутаты Ассамблеи.
  Парламентская процедура уточняется регламентом Ассамблеи. Регламент составляется и утверждается Национальной ассамблеей, не требует промульгации Президентом Республики и вступает в силу после одобрения Конституционным советом.
  Порядок законодательной процедуры устанавливается органическим законом.

Article 28. Издаваемые Национальной ассамблеей правовые акты
  Национальная ассамблея облекает свои коллективные решения в постановления.
  Председатель Национальной ассамблеи и его заместители облекают свои решения в распоряжения.

Правосудие

Article 29. Судебная власть
  Судебная власть в Республике осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.
  Она состоит из Конституционного совета и Верхового суда. Создание чрезвычайных судов не допускается.
  Никто не может быть лишен свободы. Судебная власть как хранительница личной свободы обеспечивает соблюдение этого принципа в соответствии с условиями, предусмотренными законом.
  Судопроизводство осуществляется на основе принципов независимости членов Конституционного совета и юстициара Верховного суда, гласности разбирательства, равенства сторон, состязательности, учета баланса интересов сторон в целях вынесения справедливого решения.
Любой член французского сообщества имеет право на защиту своих интересов в суде квалифицированным юристом.
  Подробности организации судебной власти, её полномочия и обязанности устанавливаются органическим законом.

Article 30. Верховный суд
  Верховный суд возглавляется юстициаром и является высшим судебным органом по гражданским, административным и уголовным делам.
  Он дает разъяснения по вопросам судебной практики.
  Юстициар Верховного суда назначается на должность бессрочно Национальной ассамблеей по представлению Президента Республики. Он не может быть отрешён от должности иначе, как по собственному желанию или по решению Конституционного совета, принятому абсолютным большинством голосов его членов, при доказанном нарушении юстициаром Конституции или законодательства Республики.
Любой член французского сообщества вправе обратиться в Верховный суд с иском о нарушении его прав или же с сообщением о произошедшем на территории Франции правонарушении. Юстициар обязан рассмотреть данное обращение и принять решение либо об открытии судебного производства, либо об отказе его открытия, основываясь на законах Франции.
В случае открытия судебного производства юстициар обязуется провести судебный процесс с привлечением присяжных заседателей. Для этого юстициар правомочен рассылать судебные повестки для привлечения к процессу всех причастных к делу лиц и присяжных заседателей. Судебные повестки действуют на всей территории Франции, и все члены французского сообщества обязаны по ним являться.
Присяжным заседателем может стать любой гражданин Франции, незаинтересованный в исходе дела. Участие граждан в осуществлении правосудия в качестве присяжных заседателей является их гражданским долгом.
Присяжные заседатели выносят вердикт по результатам судебного производства.
Юстициар, основываясь на вердикте присяжных и законах Франции, выносит судебное решение.
Решение Верховного суда вступает в законную силу сразу после его вынесения.
Для реализации судебного решения Верховный суд вправе выписывать распоряжения и ордера, действующие на всей территории Франции. За исполнение судебных распоряжений и ордеров ответственны правоохранительные органы, работа которых регулируется законодательством Франции.
Подробности применения настоящей статьи устанавливаются органическим законом.

Article 31. Конституционный контроль
  Конституционный совет является институтом конституционного контроля.
  Он следит за соблюдением процедуры избрания Президента Республики. Он рассматривает протесты и объявляет результаты голосования.
  Он выносит решение о соблюдении процедуры избрания депутатов Национальной ассамблеи в случае оспаривания результатов парламентских выборов.
  Он следит за соблюдением законности при проведении всех мероприятий референдума. Он объявляет его результаты.
  Он осуществляет конституционное судопроизводство.
  Органические законы до их промульгации, законодательные предложения, предусмотренные в статье 14 настоящей Конституции, до их вынесения на референдум и регламент Национальной ассамблеи до начала его применения должны быть представлены в Конституционный совет, который высказывается об их соответствии Конституции.
  С этой же целью законы до их промульгации могут быть переданы в Конституционный совет Президентом Республики, Председателем Национальной ассамблеи или одной третью мандатов Национальной ассамблеи.
  В случаях, предусмотренных в двух предыдущих абзацах, Конституционный совет должен вынести решение в течение пятнадцати дней. По просьбе Президента, в случае срочности вопроса, этот срок сокращается до восьми дней. В этих же случаях обращение в Конституционный совет приостанавливает течение срока, в который закон должен быть промульгирован.
  Положение, объявленное неконституционным на основании настоящей статьи, не подлежит ни промульгации, ни применению. Конституционный совет определяет условия и пределы, в соответствии с которыми последствия, вызванные этими положениями, могут быть оспорены.

Article 32. Формирование Конституционного совета
  Конституционный совет состоит из четырёх членов. Двоих назначает Президент Республики, двоих избирает Национальная ассамблея из числа депутатов простым большинством голосов.
Одно лицо не может занимать более одного места в Конституционном совете.
  Неполный состав Конституционного совета не может являться препятствием для его работы, если в его составе заседают два и более членов совета.
  Председателем Конституционного совета является юстициар Верховного суда. Его голос является решающим в случае разделения голосов в совете поровну.

Article 33. Порядок работы Конституционного совета
  Органический закон определяет порядок организации и деятельности Конституционного совета, процедуру, соблюдаемую в нем, в частности, сроки обращения в него с протестами.

Article 34. Издаваемые Конституционным советом правовые акты
  Конституционный совет облекает свои коллективные решения в постановления.
Постановления Конституционного совета не подлежат обжалованию. Они обязательны для органов публичной власти и для всех административных и судебных органов.

Высокая палата правосудия

Article 35. Судебный иммунитет Президента Республики
  Президент Республики не несет ответственности за действия, совершаемые им в этом качестве, за исключением положений статьи 36 настоящей Конституции.
  В течение срока своих полномочий он не может быть вызван для дачи показаний в какой бы то ни было французский судебный орган, а также не может являться объектом иска и действий по сбору информации, следственных действий или судебного преследования. При этом течение всякого срока давности и срока для обращения в суд приостанавливается.
Исковые требования и производство, которым препятствуют данные положения, могут быть возобновлены или возбуждены против Президента Республики по истечении тридцати дней с момента прекращения его полномочий.

Article 36. Смещение Президента Республики
  Президент Республики может быть смещен лишь в случае невыполнения им своих обязанностей, явно несовместимого с его мандатом. Решение о смещении выносится Национальной ассамблеей, действующей в качестве Высокой палаты правосудия.
  Предложение о проведении заседания Высокой палаты правосудия выносится по инициативе не менее чем трети мандатов Национальной ассамблеи. Высокая палата правосудия собирается на следующий день со дня принятия Национальной ассамблее предложения о проведении заседания Высокой палаты правосудия.
  Председателем Высокой палаты правосудия является юстициар Верховного суда, а в его отсутствие — Председатель Национальной ассамблеи. Палата выносит решение по вопросу о смещении Президента Республики в течение недели со дня начала заседания посредством голосования с использованием тайных бюллетеней. Ее решение вступает в силу немедленно.
  Решения на основании настоящей статьи принимаются большинством в две трети членов Высокой палаты правосудия. Любое делегирование голоса запрещается.
  Условия применения настоящей статьи устанавливаются органическим законом.

Банк Франции

Article 37. Экономический регулятор
  Экономическим регулятором Республики является Банк Франции, нацеленный на защиту и обеспечение устойчивости франка, развитие и укрепление банковской системы Республики, развитие и обеспечение стабильности финансового рынка Республики.
  Банк Франции публикует регулярные отчёты о состоянии экономики Республики.
  Банк Франции осуществляет свои полномочия независимо от других органов публичной власти Республики.
  Банк Франции возглавляется президентом Банка, который назначается на должность и отстраняется от должности Национальной ассамблеей по представлению Президента Республики. Срок полномочий президента Банка не ограничен.
  Подробности экономического регулирования в Республике, функции и организационная структура экономического регулятора устанавливаются органическим законом.

Article 38. Президент Банка Франции и его полномочия
  Президент Банка возглавляет Банк Франции и руководит его деятельностью. Он формирует его структуру и осуществляет кадровую политику.
  Он осуществляет управление экономическим аккаунтом Банка Франции.
  Он осуществляет иные полномочия и исполняет иные обязанности, предусмотренные настоящей Конституцией и законодательством Республики.
  Подробности применения настоящей статьи устанавливаются органическим законом.

Article 39. Издаваемые Банком Франции правовые акты
  Президент Банка облекает решения Банка Франции в установления.
  Он облекает свои решения в директивы, когда те касаются вопросов структуры и кадровой политики Банка Франции, а также иных вопросов, предусмотренных законодательством Республики.

Административно-территориальные образования

Article 40. Виды административно-территориальных образований
Административно-территориальными образованиями Республики являются департаменты и коммуны, границы которых определяются законодательством Франции.
Новые департаменты могут приниматься Национальной Ассамблеей в состав Франции, но ни один новый департамент не может быть образован или создан в пределах юрисдикции какого-либо другого департамента. И никакой департамент не может быть образован посредством слияния двух или более департаментов либо их частей без согласия их префектов и одобрения этого слияния квалифицированным большинством голосов депутатов Национальной Ассамблеи.
  Административно-территориальные образования призваны принимать решения по совокупности полномочий, которые могут быть наилучшим образом реализованы на их уровне.
  Административно-территориальные образования пользуются ресурсами, которыми они могут свободно распоряжаться в соответствии с условиями, установленными законом.
  Они могут получать полностью или частично продукт налогообложения любого рода. Закон может разрешать им устанавливать базу налогообложения и процентную ставку в определенных законом пределах.
  Всякая передача полномочий в отношениях между государством и административно-территориальными образованиями сопровождается выделением им ресурсов, эквивалентных тем ресурсам, которые предназначались для исполнения этих полномочий. Всякое создание либо расширение полномочий, которое ведет к повышению расходов административно-территориальных образований, сопровождается обеспечением ресурсами, определенными законом.

Article 41. Управление административно-территориальными образованиями
  Управление департаментами возложено на префектов, назначаемых уполномоченным на то органом Правительства.
  Управление коммунами возложено на мэров, назначаемых префектами департаментов, в которых расположены оные коммуны.
Префекты имеют право самостоятельно определять направление региональной политики и издавать указы, не противоречащие Конституции и законам Франции, по вопросам, находящимся в юрисдикции департамента.
Правительство не имеет права вмешиваться в политический процесс внутри департаментов, напрямую управлять департаментами и навязывать их властям свою волю за исключением случаев, прописанных в настоящей Конституции.
Префекты снимаются с должности решением Правительства при достаточных на то основаниях.
Подробности организации и управления административно-территориальными единицами, а также основания для снятия префектов с должности устанавливаются органическим законом.

Сестринские республики и ассоциированный статус

Article 42. Сестринские республики
  Сестринские республики есть свободно ассоциированные государственные образования с республиканским строем на территории Французской республики.
  Сестринские республики учреждаются для поддержки и презервации народов Европы, а также для распространения и поддержания республиканских принципов.
  Отношения между Французской республикой и сестринскими республиками определяются отдельными договорами и соглашениями.
  Сестринские республики обладают правом на национальное самоопределение. Они имеют право самостоятельно избирать органы государственной власти и местного самоуправления. Они имеют право на собственное законодательство. Они проводят самостоятельную внешнюю политику в рамках общей концепции международных отношений Республики.
  Конституция и законодательством Республики распространяются на территории сестринских республик в полной мере. Законодательство сестринских республик не может противоречить настоящей Конституции и законодательству Республики.
  Французская республика осуществляет всестороннюю поддержку сестринских республик, обеспечивает безопасность и благополучие граждан сестринских республик, является гарантом сохранения демократических и республиканских принципов существования сестринских республик.
  Вопросы гражданства сестринских республик регулируются двусторонними договорами между Французской республикой и сестринскими республиками; никакое гражданство сестринской республики невозможно без гражданства Французской республики.

Article 43. Ассоциированный статус
  Ассоциированный статус предоставляется государственным образованиям, в соответствии с международным договором и на соответствующих условиях вошедшими в состав Французской республики.
  Отношения между Французской республикой и ассоциированными образованиями определяются отдельными договорами и соглашениями.
  Ассоциированные образования обладают правом на национальное самоопределение. Они имеют право самостоятельно избирать органы государственной власти и местного самоуправления. Они имеют право на собственное законодательство. Они проводят самостоятельную внешнюю политику в рамках общей концепции международных отношений Республики. Они имеют право на собственную миграционную политику, отдельную от миграционной политики Республики.
  Конституция и законы Французской республики распространяются на территории ассоциированных образований в мере, определённой международными договорами и соглашениями между Французской республикой и ассоциированным образованиями. Законодательство ассоциированных образований не может противоречить настоящей Конституции и действующему на территории ассоциированных образований законодательству Республики.
  Французская республика осуществляет всестороннюю поддержку ассоциированных образований в соответствии с отдельными договорами и соглашениями.
  Вопросы гражданства ассоциированных образований регулируются ими самостоятельно; их гражданство не связано с гражданством Французской республики и не требует его, если иное не установлено отдельными договорами и соглашениями. Глава ассоциированного образования обязан обладать гражданством Республики.
  Граждане ассоциированного образования не обладают правами и не исполняют обязанности французских граждан, если не обладают гражданством Республики.
  Ассоциированное образование не вправе создавать препятствий для пребывания на своей территории граждан Республики.

Национальное право

Article 44. Устройство национального права
  Настоящая Конституция является высшим актом права Республики. Ни одно решение, принятое во Французской республике, не может противоречить настоящей Конституции. В случае такого противоречия применяются нормы настоящей Конституции.
Конституционные законы осуществляют пересмотр настоящей Конституции.
  Органические законы уточняют и дополняют основы государственного строя, принимаются по предписанию настоящей Конституции и вместе с ней и конституционными законами формируют конституционное право.
  Финансовые законы определяют доходы и расходы государства в соответствии с условиями и с оговорками, предусмотренными органическим законом.
  Ратификационные законы одобряют вступление в силу на территории Республики заключенных в соответствии с настоящей Конституцией международных договоров и соглашений и, в случае возникновения такой необходимости, включают в себя применяемые к ним оговорки.
  Законодательная компетенция Национальной ассамблеи, не относящаяся к ни одному из перечисленных в предыдущих абзацах типу законов, реализуется через законы, не обладающие никаким особым статусом.
  Устройство национального права уточняется органическим законом.

Article 45. Вступление правовых актов в силу
  Любые решения или законы, принимаемые в Республике, вступают в силу с момента опубликования, следующего за их принятием и, если того требует настоящая Конституция, промульгацией, если иное не предусматривается самим решением или законом.
  Никакой закон не может вступить в силу без промульгации Президентом Республики.

Международные договоры и соглашения

Article 46. Заключение международных договоров и соглашений
  Президент Республики ведет переговоры о заключении международных договоров и подписывает их. Он уведомляется о любых переговорах относительно заключения международных соглашений, не подлежащих ратификации.
  Органический закон устанавливает должностных лиц Правительства, также обладающих правом заключения и подписания тех или иных международных договоров и соглашений.

Article 47. Обязательность ратификации
  Мирные договоры, торговые договоры, договоры или соглашения, относящиеся к международному устройству, договоры и соглашения, касающиеся финансов государства, изменяющие положения законодательного характера, относящиеся к гражданскому статусу лиц, к уступке, обмену или присоединению территории вступают в силу только после ратификации и одобрения.
  Если Конституционный совет по запросу Президента Республики, членов Правительства или Председателя Национальной ассамблеи определит, что какое-либо международное обязательство содержит положение, противоречащее настоящей Конституции, то ратификация и одобрение этого международного обязательства могут быть даны только после пересмотра настоящей Конституции либо принятия одобренной Конституционным советом оговорки, предусматривающей неприменимость к Французской республики положения, содержащегося в международном обязательстве и противоречащего настоящей Конституции.

Article 48. Сила международных договоров и соглашений
  Международные договоры или соглашения, должным образом ратифицированные и утвержденные, имеют с момента их опубликования силу, превышающую силу внутренних законов, но не настоящей Конституции.
Органическим законом определяется процедура приостановки действия или денонсация международных договоров и соглашений с участием Французской республики для тех договоров и соглашений, в которых такая процедура не определена.

Пересмотр Конституции

Article 49. Инициатива пересмотра
  Если практика покажет несовершенство, непригодность или недостаточность некоторых статей Конституции, Национальная ассамблея или Нация непосредственно могут осуществлять пересмотр Конституции.
Республиканская форма правления не может быть предметом пересмотра конституции.

Article 50. Порядок пересмотра
  Пересмотр Конституции, за исключением разделов, указанных ниже, осуществляется в виде конституционных законов, принимаемых конституционным большинством голосов депутатов Национальной ассамблеи, как то описано в статье 27 настоящей Конституции, и вступающих в силу после промульгации Президентом Республики, следующей исключительно после одобрения Конституционным советом.
  Пересмотр разделов о суверенитете, пересмотре Конституции, а также пересмотр декларации прав человека и гражданина осуществляется в виде конституционных законов, принимаемых французской Нацией на референдуме. Такие законы должны быть приняты конституционным большинством голосов депутатов Национальной ассамблеи, как то описано в статье 27 настоящей Конституции, одобрены Конституционным советом, вынесены на национальный референдум и промульгированы Президентом Республики. Пересмотр вышеозначенных разделов Конституции должен быть поддержан на референдуме не менее чем половиной французских граждан.
  Все без исключения статьи Конституции продолжают действовать до тех пор, пока изменения их, сделанные для пересмотра конституции, не будут промульгированы и опубликованы.

Заключительные и переходные положения

Article 51. Вступление Конституции в силу и государственная преемственность
  Настоящая Конституция вступает в силу на следующий день со дня её принятия национальным Конвентом.
  Третья Французская республика, провозглашаемая настоящей Конституцией, продолжает французскую государственную традицию на Политсиме, наследуя Первой (2019-2020) и Второй (2022-2024) Французским республикам.
  Цизальпинская республика в соответствии настоящей Конституцией приобретает предусмотренный статьёй 42 статус сестринской республики, регулируемый законодательством Республики и двусторонними договорами и соглашениями между Французской и Цизальпинской республиками.
  Мальтийский орден в соответствии настоящей Конституцией приобретает предусмотренный статьёй 43 ассоциированный статус, регулируемый законодательством Республики и двусторонними договорами и соглашениями между Французской республикой и Мальтийским орденом.

Article 52. Действие ранее принятых законов, международных договоров и соглашений
  Со вступлением настоящей Конституции в силу Конституция Второй Республики от 1 июня 2022 года с поправками от 2 августа 2022 года и 8 октября 2023 года утрачивает силу. Отдельные её положения временно продолжают действовать в соответствии со статьей 54 настоящей Конституции.
  Декларация французской реставрации, в силу её неактуальности и замещения её положений положениями настоящей Конституции, утрачивает силу. Иные законы Французской республики действуют в той мере, в которой не противоречат настоящей Конституции.
  Французская республика до принятия иного решения сохраняет участие в Версальской конвенции о принципах международных отношений и Люнебургской конвенции о международных договорах. Страсбургский договор об учреждении Европейского союза, Кампо-формийский договор об интеграции французских кантонов и принятии Цизальпинской республики в состав Французской республики, Люксембургский договор об интеграции бельгийской нации во французское сообщество, Луарский и Лилльский меморандумы, соглашения и конкордаты об открытии посольств с Федеративной Республикой Германия, Соединённым Королевством, Японской и Российской империями также сохраняют свою силу.
  Иные международные договоры и соглашения, не упомянутые в настоящей статье, а также обязательства Французской республики по ним, считаются юридически ничтожными и недействительными в отношении Французской республики и на её территории.

Article 53. Правопреемство органов власти Республики
  Со вступлением настоящей Конституции в силу Национальная ассамблея и её председатель наследуют национальному Конвенту и его президенту.
  Президент Республики наследует исполнительной Директории в части исполнения обязанностей главы государства и осуществления натурализации; Правительство наследует ей в остальной части: министерство внутренних дел и его министр наследуют директору по внутренним делам, министерство иностранных дел и его министр наследуют директору по иностранным делам. Президент Республики наследует исполнительной Директории в установленных правах модерации.
  Верховый суд и Конституционный совет наследуют национальному Конвенту в части судопроизводства.
  Банк Франции и его президент наследует французскому Казначейству и его президенту.

Article 54. Осуществление полномочий со вступлением Конституции в силу
  Со вступлением настоящей Конституции в силу национальный Конвент немедленно распускается, а полномочия президента национального Конвента немедленно прекращаются.
  Полномочия действующей на момент вступления настоящей Конституции в силу исполнительной Директории продлеваются и сохраняются до вступления в должность первого Президента Республики; исполнительная Директория осуществляет свои полномочия на основаниях, предусмотренных для неё Конституцией Второй Республики, законом об исполнительной Директории и действовавшим на момент вступления настоящей Конституции в силу положением об исполнительной Директории. Исполнительная Директория слагает свои полномочия перед первым Президентом Республики, вместе с ней утрачивают свою силу те основания, на основании которых она действовала. На исполнительную Директорию до сложения её полномочий возлагаются обязанности по объявлению и проведению выборов первого Президента Республики, как то изложено в статье 55 настоящей Конституции.
  Полномочия президента Казначейства немедленно прекращаются; лицо, занимавшее указанную должность, сохраняет полномочия исполняющего обязанности президента Банка Франции до назначения президента Банка Франции.
  Полномочия префектов департаментов и мэров коммун сохраняются и осуществляются в соответствии с действующим законодательством Республики.
  Полномочия должностных лиц в Цизальпинской республике и Мальтийском ордене продолжают осуществляться в соответствии с их законодательствами.

Article 55. Проведение первых всеобщих выборов
  В переходный период и в отсутствие органического закона выборы первого Президента Республики объявляются, регламентируются и проводятся, а их результаты оглашаются исполнительной Директорией. Выборы в первую легислатуру Национальной ассамблеи объявляются, регламентируются и проводятся, а их результаты оглашаются Президентом Республики в соответствии с положениями настоящей статьи.
  К выборам в первую легислатуру Национальной ассамблеи допускаются политические клубы, направившие уведомление о своём учреждении исполнительной Директории или, после прекращения её полномочий, Президенту Республики до объявления Президентом Республики о выборах в первую легислатуру Национальной ассамблеи.
  Голосование на выборах в первую легислатуру Ассамблеи проходит за конкретный политический клуб из тех, что принимают участие в выборах.
  Места в первой легислатуре Ассамблеи по итогам голосования распределяются между политическими клубами, участвующими в голосовании, пропорционально полученной клубом доли (процента) на голосовании от общего числа мандатов в Ассамблее. В случае округления при распределении мест в первой легислатуре Ассамблеи применяются правила арифметики. В случае возникновения расхождений в количестве мандатов Президент Республики самостоятельно определяет итоговое распределение с учетом расхождений при округлении.
  После завершения выборов в первую легислатуру Ассамблеи политические клубы, самостоятельно распределив полученные мандаты в Ассамблее, в течение двух дней объявляют список депутатов, которые будут представлять клуб в Ассамблее и иметь статус депутата Ассамблеи. В случае нарушения указанного срока мандаты клуба в равных долях распределяются между членами клуба, указанными в заявлении на участие в выборах в первую легислатуру Ассамблеи от данного клуба.
  Голосованиях на выборах первого Президента Республики и в первую легислатуру Национальной ассамблеи проводится на едином избирательном участке в Париже, доступном только для французских граждан.

Article 56. Переходный статус политических клубов
  Политические клубы, учреждённые или учреждаемые, действующие на основании закона Второй Республики о политических партиях, признаются политическими партиями до принятия Национальной ассамблеей соответствующего закона.
  Лидером политического клуба, уполномоченным принимать любые решения от имени клуба, в том числе о членстве в клубе, участии в выборах, определении кандидатов, распределении мандатов, является лицо, инициировавшее создание клуба и направившее соответствующее уведомление исполнительной Директории или, после прекращения её полномочий, Президенту Республики. Никто не может быть включён в члены клуба против своей воли, выход из рядов членов клуба свободный и не требует подтверждения со стороны лидера клуба. Членство в нескольких клубах одновременно запрещается.
  Лидеры клубов, учреждённых до вступления настоящей Конституции в силу, в течение пяти дней со вступления настоящей Конституции в силу направляют исполнительной Директории исчерпывающий и подкреплённый соответствующими заявлениями французских граждан список членов своих клубов. Клубы, чьи лидеры не подадут такой список в срок, считаются состоящими только из своих лидеров.
 
Сверху