вношу проект временного полоения о прокуратуре
Статья 1
Прокуратура СССР- единая централизованная система органов, в задачу которой входит осуществление от имени СССР надзора за соблюдением Конституции СССР, соблюдением и исполнением законодательства СССР и законодательства союзных республик.
Статья 2
Систему прокуратуры СССР составляет Прокуратура СССР и прокуратуры союзных республик.
Прокурор - генеральный прокурор, прокурор союзной республики.
Следователь прокуратуры - следователь прокуратуры СССР, следователь прокуратуры союзной республики.
Статья 3
1. Прокуратура СССР – государственный орган СССР, осуществляющий от имени государства надзор за соблюдением Конституции СССР, Постановлений Съездов КПСС, Решений ЦК КПСС, приказов Генерального секретаря ЦК КПСС, Постановлений Верховного Совета СССР, Декретов Совета народных комиссаров, Приказов народных комиссариатов.
2. Прокуратура союзной республики - государственный орган союзной республики, осуществляющий от имени союзной республики надзор за соблюдением Конституции союзной республики, законов союзной республики, решений органов власти союзной республики и решений органов коммунистической партии союзной республики.
3. В целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства Прокуратура СССР и союзные прокуратуры осуществляют:
а) надзор за соблюдением и исполнением Конституции и законодательства.
б) надзор за исполнением Конституции СССР и законов СССР органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, предварительное расследование;
в) надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу;
г) уголовное преследование в соответствии с полномочиями, установленными уголовно-процессуальным кодексом СССР.
д) иные полномочия в соответствии с законодательством.
3. Прокурор и иные работники прокуратуры по поручению прокурора СССР в соответствии с процессуальным законодательством СССР участвует в рассмотрении дел Народным Судом, опротестовывает противоречащие закону судебные решения.
Статья 4
Прокуратура СССР подотчетна Верховному Совету СССР, а в период между сессиями Центральному комитету КПСС, при этом свои осуществляет полномочия независимо от органов государственной власти и в строгом соответствии с действующими на территории СССР законами; действует гласно в той мере, в какой это не противоречит требованиям законодательства.
Статья 5
1. Воздействие в какой-либо форме органов государственной власти, общественных объединений, средств массовой информации, их представителей, а также должностных лиц на прокурора или следователя с целью повлиять на принимаемое им решение или воспрепятствование в какой-либо форме его деятельности влечет за собой установленную законом ответственность.
2. Прокурор и следователь не обязаны давать каких-либо объяснений по существу находящихся в их производстве дел и материалов, а также предоставлять их кому бы то ни было для ознакомления иначе как в случаях и порядке, предусмотренных законодательством СССР.
3. Никто не вправе без разрешения прокурора или следователя разглашать материалы проверок и предварительного следствия, проводимых органами прокуратуры, до их завершения.
Статья 6
1. Требования прокурора, вытекающие из его полномочий, подлежат безусловному исполнению в установленный срок, который не может быть менее 72 часов с момента направления требования в орган или должностному лицу, ответственному за исполнение требования прокурора.
2. Неисполнение требований прокурора и следователя, вытекающих из их полномочий, а также уклонение от явки по их вызову влекут за собой установленную законом ответственность.
Статья 7
Прокурор при установлении в ходе осуществления своих полномочий необходимости совершенствования действующих нормативных правовых актов вправе вносить в законодательные органы и органы, обладающие правом законодательной инициативы, соответствующего и нижестоящего уровней предложения об изменении, о дополнении, об отмене или о принятии законов и иных нормативных правовых актов.
Статья 8
1. Систему органов прокуратуры СССР возглавляет генеральный прокурор СССР.
2. Генеральный прокурор СССР избирается на сессии Верховного Совета СССР на срок до избрания Генерального прокурора через одну сессию Верховного Совета относительно той, на которой он был избран.
Статья 9
Генеральный прокурор СССР устанавливает структуру прокуратуры СССР, назначает на должности и освобождает от должности помощников генерального прокурора СССР, заместителей генерального прокурора, следователей прокуратуры СССР, иных работников прокуратуры.
Статья 10
1.Прокурор союзной республики назначается на должность и освобождается от должности в порядке, установленном законом союзной республики.
2. В случае, если законом союзной республики наличие прокуратуры в союзной республики не предусмотрено, то надзор на территории союзной республики осуществляется Прокуратурой СССР.
3. До создания прокуратуры союзной республики надзор на территории союзной республики осуществляется Прокуратурой СССР. При создании прокуратуры СССР прокурором союзной республики в адрес генерального прокурора СССР направляется уведомление о начале работы прокуратуры союзной республики, этого момента Прокуратура СССР прекращает непосредственное осуществление функции прокуратуры союзной республики и после этого работает в качестве вышестоящего органа прокуратуры.
4. При упразднении прокуратуры союзной республики Прокуратура СССР начинает непосредственное осуществление функций прокуратуры союзной республики.
5. Прокурор союзной республики определяет структуру прокуратуры союзной республики, назначает на должность и освобождает от должности помощников прокурора союзной республики, следователей прокуратуры союзной республики.
6. В случае, если должность прокурора союзной республики вакантна, генеральный прокурор СССР назначает временно исполняющего обязанности прокурора союзной республики.
Статья 11
Основным видом деятельности прокуратуры является проведение прокурорских проверок, которые проводятся прокуратурой при обнаружении признаков нарушения законности непосредственности прокуратурой, а также при поступлении сообщения о нарушении в органы прокуратуры и публикациях в средствах массовой информации, содержащей признаки нарушений.
Статья 12
1.При возникновении обстоятельств, указанных в статье обнаруживший данные обстоятельства уполномоченный работник прокуратуры составляет рапорт на имя прокурора об обнаружении признаков нарушения законности, в котором просит проверить данные обстоятельства.
2. Прокурор либо заместитель прокурора (если такие полномочия у него имеются согласно приказам генеральной прокуратуры, прокуратуры союзной республики) при наличии достаточных оснований издает соответствующий приказ о проведении проверки, которую поручает одному либо нескольким работникам прокуратуры
Статья 13
1. Работник прокуроры, которому поручено проведение проверки заводит соответствующее дело, в котором происходит накопление всех документов по проверке.
2. Работник прокуроры объявляет проверяемому должностному лицу (руководителю органа, юридического лица) о проверке, вручает копию приказа о проведении проверки, после чего вправе получить объяснения по проверяемому факту нарушению законности. При проведении проверки прокурор вправе вызывать в прокуратуру проверяемых лиц.
3.В ходе проведения проверке работник прократуры вправе истребовать необходимые документы и делать запросы, которые подлежат исполнению в срок не более 5 дней с момента поступления (включая день поступления).
4.В случае, если в ходе проверки выявлены факты отказа в предоставлении документов и исполнении запросов, то это должно расцениваться как неисполнение требования прокурора, а лицо, его допустившее привлекаться к установленной ответственности.
5.По итогам проверки работник прокуратуры составляет заключение прокурорской проверки, в котором отражает ход проверки, анализ предоставленных материалов и объяснений, а также выводы проверки с указанием наличия нарушений законности либо их отсутствии. Копия заключения направляется проверяемому лицу (органу).
6.В случае выявления нарушений прокурором либо заместителем прокурора (если такие полномочия у него имеются согласно приказам генеральной прокуратуры) в орган либо должностному лицу, юридическому лицу, организации, допустивших нарушение законности вносится представление с требованием устранения нарушения с указанием срока их устранения.
Статья 14
В случае, если при проведении проверки выявляются признаки совершения преступления, то заключение прокурорской проверки передается прокурору либо его заместителю для передачи следователю для рассмотрения данного сообщения в порядке, предусмотренном уголовно-процессуальным законом либо направления по подследственности в другие органы расследования.
Статья 15
В случае, если представление прокурора в установленный срок не исполнено и не обжаловано в судебном порядке, то рассматривается вопрос о привлечении лица к ответственности в соответствии с Уголовным законом.
Статья 16
1. Прокурор, заместитель прокурора, помощник прокурора, следователь прокуратуры при осуществлении возложенных на него функций вправе:
а) беспрепятственно посещать все узлы и темы узлов, в которых проводится проверка, за исключением узлов, которые отнесены к узлам ограниченного доступа органов госбезопасности и узлам ограниченного доступа Коммунистической партии. Доступ в такие узлы предоставляется только генеральному прокурору СССР на основании Решения ЦК КПСС. Иметь доступ к их документам и материалам, проверять исполнение законов в связи с поступившей в органы прокуратуры информацией о фактах нарушения закона;
б) требовать от руководителей и других должностных лиц указанных органов представления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений; выделения специалистов для выяснения возникших вопросов; проведения проверок по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям, ревизий деятельности подконтрольных или подведомственных им организаций; вызывать должностных лиц и граждан для объяснений по поводу нарушений законов.
2. Прокурор по основаниям, установленным законом, требует привлечения лиц, нарушивших закон, к установленной законом ответственности.
3. Прокурор в случае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами:
а) освобождает своим постановлением лиц, незаконно подвергнутых административному задержанию;
б) опротестовывает противоречащие закону правовые акты, обращается в суд с требованием о признании таких актов недействительными, при этом действие опротестовываемых актов приостанавливается до момента вынесения решения суда;
в) вносит представление об устранении нарушений закона.
Статья 17
1. Представление об устранении нарушений закона вносится прокурором в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению.
2. В течение семи дней со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.
3. При рассмотрении представления коллегиальным органом прокурору сообщается о дне заседания.
Статья 18
1. Прокурор приносит протест на противоречащий закону правовой акт в орган или должностному лицу, которые издали этот акт, либо в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу, либо обращается в Народный суд в порядке, предусмотренном законодательством.
2. Протест подлежит обязательному рассмотрению не позднее чем в десятидневный срок с момента его поступления, а в случае принесения протеста на решение
законодательного органа - на ближайшем заседании. При исключительных обстоятельствах, требующих немедленного устранения нарушения закона, прокурор вправе установить сокращенный срок рассмотрения протеста, но не менее 72 часов. О результатах рассмотрения протеста незамедлительно сообщается прокурору в письменной форме.
3. При рассмотрении протеста коллегиальным органом о дне заседания сообщается прокурору, принесшему протест.
4. Протест до его рассмотрения может быть отозван принесшим его лицом.
Статья 19
1. Работниками прокуратуры могут быть только граждане СССР.
2. Лицо не может быть принято на службу в органы и учреждения прокуратуры и находиться на указанной службе, если оно:
а) имеет гражданство иностранного государства;
б) не имеет гражданства СССР;
в) лишено решением суда права занимать государственные должности государственной службы в течение определенного срока;
г) имеет судимость.
д) не является членом коммунистической партии СССР.
3. Поступив на службу в органы прокуратуры, работники прокуратуры не могут быть:
а) народными депутатами (делегатами) Верховного Совета СССР с правом решающего голоса, находиться на государственной службе;
б) не могут быть судьями Народного суда СССР;
4. В случае наступления одного из обстоятельств, предусмотренных частями 2 и 3 работник прокуратуры подлежит увольнению со службы в органах прокуратуры.
5. Работники прокуратуры имеют следующие классные чины и сроки нахождения в них для получения очередного классного чина.
младший юрист - 2 недели
юрист 3 класса - 1 месяц
юрист 2 класса - 1 месяца
юрист 3 класса - 2 месяца
младший советник юстиции - 3 месяца
советник юстиции - 4 месяца
старший советник юстиции - срок нахождения устанавливается без ограничения
государственный советник юстиции 3 класса - срок нахождения устанавливается без ограничения;
государственный советник юстиции 2 класса - срок нахождения устанавливается без ограничения
государственный советник юстиции 1 - го класса - срок нахождения устанавливается без ограничения
Действительный государственный советник юстиции - высший классный чин
6. Классные чины соответствуют следующим должностям
Классный чин | Должность Прокуратуры СССР | Должность прокуратуры союзной республики |
Действительный государственный советник юстиции | Генеральный прокурор | |
Государственный советник юстиции 1 класса | Заместитель генерального прокурора | |
Государственный советник юстиции 2 класса | Старший помощник генерального прокурора - начальник управления | Прокурор союзной республики |
Государственный советник юстиции 3 класса | Помощник генерального прокурора - начальник отдела | Заместитель прокурора |
Старший советник юстиции | Помощник генерального прокурора по особым поручениям, старший следователь по особо важным делам | Старший помощник прокурора-начальник отдела |
Советник юстиции | Помощник генерального прокурора, следователь по особо важным делам | помощник прокурора по особым поручениям |
Младший советник юстиции | заместитель начальника отдела, старший следователь | помощник прокурора, старший следователь
|
Юрист 1 класса | Следователь | заместитель начальника отдела |
Юрист 2 класса | | Следователь |
Юрист 3 класса | | |
Младший юрист | стажер | стажер |
7. Классные чины присваиваются поочередно после истечения сроков выслуги нахождения в определенном специальном звании. Центральный комитет КПСС может присвоить звания вне очереди, на ступени выше с учетом соответствия званий должностям.
8. Классный чин не может быть присвоен выше чем тот, который предусмотрен по должности вне зависимости от срока выслуги (соответствие званий и должностей указано в п. 6 настоящей статьи)
9. Классные чины от младшего юриста до старшего советника юстиции присваиваются Генеральным прокурором СССР, прокурором союзной республики.
10. Классные чины от государственного советника юстиции 3 класса до действительного государственного советника юстиции присваиваются ЦК КПСС.
Статья 20
Прокурор может быть досрочно освобожден от занимаемой должности Верховным Советом СССР, только по следующим основаниям:
•возникновение обстоятельств, предусмотренных ч.2 и 3 статьи 19 настоящего Положения;
•неоднократное нарушение процессуальных сроков для прокурорского реагирования по нарушениям законности.