#МИМОКРОКОДИЛ
Отдельный выпуск-рубрика
#1, 16 февраля 2019 г.
После свершившейся государственной реформы просто необходимо поговорить о братьях меньших (или сыновьях, в отличии от восприятия) государства – регионах. Регионы, или субъекты, или административно-территориальные единицы – список можно продолжать довольно долго – это древний бич в развитии любого государства на РР, НРР, Политсиме и прочих подобных проектах.
Регионы всегда в сознании большинства граждан по некой загадочной причине воспринимаются как нечто неполноценное, недоразвитое хотя, казалось бы, в них – вся основа государства, его наполнение и смысл. Даже в федеративных и конфедеративных государствах региональные элиты зачастую сетовали на свою «зависимость» от центральной власти, невозможность ничего делать.
Так ли это на самом деле, действительно ли государство подавляет волю и возможности субъектов? Нет, не так. В абсолютном большинстве государств влияние этого самого государства на субъекты ограничено вполне конкретными прописанными рамками, за которое оно никогда не выходит, чаще всего это создание и упразднение этих субъектов (строго в соответствии с законодательством), а также предоставление гражданство. Распределение других полномочий зависит уже от устройства государства, даже миграционную политику иногда отдают субъектам – это очень высокий уровень доверия государства.
Если рассматривать современный нам пример Европейской Республики, то сейчас (и в очень скором будущем, после принятия дорабатываемого проекта о субъектах) у нас складывается довольно чёткая система распределения прав и обязанностей субъекта. Более того, несмотря на общую унитарную систему Республики, её сложность выявляется, в том числе, в региональном представительстве – субъекты самостоятельно формируют Сенат Республики. Стоит ли говорить, что это очень высокий и влиятельный уровень представительства?
Надо отметить, что впервые реализуется (пока без практики) принцип «карликовых государств». Причём этот список может оказаться довольно большим, так что и «многообразия», которое составляет «единство» из девиза Европы – вполне достижимо малыми силами. Да, у карликовых государств есть свои ограничения во внутреннем государственном строительстве, но сам просто возможностей ограничен только желаниями их жителей и довольно либеральным законодательством Республики.
Между тем, Европейская Республика, перенимая опыт предыдущих государственных образований, вводит и другие инновации, среди которых, действительно, есть и с явным, казалось бы, унитаристским уклоном. Одна из них – исключительное право вмешательства центра в субъекты в чрезвычайных случаях отсутствия власти или неконституционности действий местных властей. Это право, принадлежащее конкретно Совету Министров (а ещё конкретнее – его главе), имеет вполне прагматические цели – регионы должны быть живыми, активными и развивающимися. Тем, кто этого не может обеспечить, государство стремится оказать поддержку. На данный момент эта статья Конституции ещё ни разу не применялась на практике, но уже в ближайшем будущем, вполне возможно, она будет реализована в Украине.
К 1 февраля пока в опытном формате был составлен пробный рейтинг регионов (их доля, в некотором смысле влиятельность). Он вычислялся через сообщения (разделенные отдельно на сообщения в органах власти и остальные сообщения, остальным отдавался приоритет), темы, число жителей, внимание к региону организаций и политических партий (на настоящий момент только на уровне представительства). Рейтинг продолжает разрабатываться и, возможно, в будущем будет выходить на регулярной основе. В рейтинге субъекты расположились следующим образом:
Субъекты Республики
Бельгия – B – 21,43%
Италия – B – 21,23%
Германия – C – 19,23%
Швеция – C – 16,93%
Австрия – D – 14,29%
Украина – E – 6,89%
Самый низкий уровень рейтинга – F (<5%), следом идут субъекты уровня E (5-10%), далее идут уровни D (10-15%) и C (15-20%). Завершают рейтинг на его вершине субъекты с уровнем B (20-25%) и его безусловные лидеры с уровнем A (>25%).
Для объективного анализа получившихся результатов стоит изучить каждый субъект, представленный в рейтинге, по отдельности. Прежде чем это сделать, стоит отметить отсутствие в рейтинге субъектов крайних уровней A и F – это подчеркивает в целом равномерное развитие регионов, отсутствие явного лидера и аутсайдера.
Бельгия лидирует в рейтинге с уровнем B и значением 21,43. Это, безусловно, большая доля, но обеспечивается она преимущественно через историческое наследие Конфедерации и Евразийского Союза, а также столичный статус Брюсселя (через который считалась, по сути, вся Бельгия, как субъект, пока ещё не созданный Советом Министров). Регион получает стабильную подпитку за счёт своего статуса и может сдавать позиции только за счёт заметного роста показателей в других субъектах. Граждане или резиденты, которые постоянно проживали бы в Бельгии, отсутствуют; органы власти представлены центральным правительством.
С небольшим отставанием идёт Италия, имеющая также уровень B со значением 21,23. Италия – субъект, получивший хорошее развитие во времена позднего Союза, и последнее время держится на прошлой активности. Вполне возможно, что с активизацией жителей субъекта (и возможной конституционной реформой, о которой пока ничего неизвестно) регион сможет совершить очередной скачок, но пока ситуацию в регионе со всех сторон можно описать словом стагнация. Италия – одна из самых населенных стран Европы, здесь проживает 8 человек. Органы власти представлены местными Сенатом и Советом Министров, в последнее время не проявляющими должной активности.
Группу C открывает Германия со значением 19,23. Последние несколько месяцев Германия была в спячке – ситуация изменилась, когда Совет Министров Республики готовился ввести в субъекте внешнее управление для активизации региона. В субъекте была обновлена конституция, вновь сформированы органы власти – Президиум, Совет Министров, – а также предпринята попытка начать развитие городов. В настоящий момент регион также вошел в состояние стагнации, связанное, в первую очередь, с отсутствием продуктивной работы у Совета Министров, а также определенными противоречиями в высших кругах «народной демократии». В конце стоит только добавить, что Германия также, как и Италия, обладает 8 жителями.
Вслед за Германией идёт Швеция, также с уровнем C и значением 16,93. Швеция находится в состоянии полной стагнации, в ней не происходит ровным счётом никаких событий. Здесь накладывается как общая неактивность органов власти (в первую очередь, учитывая гибкое шведское законодательство, шведского короля), так и неактивность жителей региона, которых, к слову, 5 – не так уж и мало. Не так давно состоялась коронация нового шведского монарха, однако ситуация пока не претерпела никаких изменений.
В группе D находится самый новый субъект Республики на данный момент – Австрия – со значением 14,29. Настолько высокий показатель обеспечивается, в основном, за счёт большого числа культурных и политических мероприятий, проводимых в австрийских городах. Курс на создание культурного центра Европы, взятый руководством Австрии, даёт свои закономерные плоды, позволяя обращать меньше внимания на политическую составляющую. Вся власть в настоящее время находится у австрийского эрцгерцога, однако уже в ближайшем будущем ситуация может измениться. Остается только добавить, что Австрия – самая малонаселенная страна Европы, здесь проживает только 2 человека.
Самый низкий рейтинг у Украины, имеющий уровень E со значением 6,89. Это обусловлено многострадальной украинской историей в период всего её существования в составе Евразийского Союза, а также с хроническим кризисом, продолжающимся ещё с лета прошлого года. В Украине проживает 3 человека, органы власти и какая-либо система управления отсутствуют, страна находится на грани между закрытием и введением внешнего управления.
Стоит отметить ещё один показатель, ранее не упомянутый в статье. Это общая доля регионов в государственной системе Европейской Республики (значение считается по сообщениям) – 32,57%. Довольно давно в Новой Республике существовала концепция (увы, не помню, было выпущено исследование или нет) зависимости этого показателя от общей ситуации в государстве. Чем выше было это значение, тем чаще отмечалась всесторонняя «развитость» государства. Придавать этому числу какое-то значение пока рано, но запомнить стоит.
Подводя итог, хочется ещё раз отметить (и, увы, повторить в сотый, а то и больше, раз), что развитие регионов зависит только от населяющих его жителей. Выдуманная «железная рука государства», в мечтах которой только убийство регионов – это фикция, и чем раньше мы все о ней забудем – тем будет лучше.