[Нишапур] Мавзолей Омара Хайяма || مقبره عمر خیام

Карл Дангарский

Председатель C&F Fondazione

Карл Дангарский

Председатель C&F Fondazione
1.187
1.053
Гражданство
800px-Coat_of_arms_of_Tajikistan_1992-1993.svg.png

МАВЗОЛЕЙ ОМАРА ХАЙЯМА
مقبره عمر خیام

Нишапур


В древние времена Нишапур был одним из самых важных городов Ирана и родиной многих великих деятелей науки, искусства и культуры, а сегодня принимает туристов, которые приезжают, чтобы посетить реликвии того периода.
Хаким Омар Хайям — один из выдающихся ученых и поэтов пятого века хиджры. Он занимал высокое научное положение среди ученых. Однако четверостишия Хайяма сыграли заметную роль в его славе.


iranwatching-1063-1588gj0j.jpg


Со времени его смерти до начала четырнадцатого века хиджры не было построено никакого специального здания в качестве могилы Хайяма. Именно тогда было сделано предложение построить надгробие, достойное этого ученого и поэта, ответственность за которое взяла на себя Национальная производственная ассоциация. Проектировщиком этого здания был выбран известный иранский архитектор профессор Хушанг Сейхун. Наконец, строительство гробницы было завершено в 1341 году, а официальное открытие состоялось в апреле 1342 года.


---qpkxr.jpg

При проектировании сооружения гробницы Хайяма учитывались три важных момента: математика, поэзия и астрономия. На самом деле, попытка архитектора состояла в том, чтобы кристаллизовать эти три важных аспекта характера Хайяма в его гробнице. Здание гробницы Хайяма имеет десять оснований. Учитывая важность числа десять как первого двузначного числа и основания основных чисел, это своего рода символ деятельности Хайяма в области математики. При столкновении лопастей здания вы также можете увидеть звездообразные формы, которые представляют собой астрономическое лицо Хайяма. Некоторые части здания оформлены четверостишиями Хайяма, написанными с помощью подвесной линии.
Рядом с его могилой находится специализированный музей Хайяма, в котором представлены наблюдательные и астрономические инструменты, различные виды керамики и рукописей, а также картины, связанные с Хайямом.
Omar_Khayyam2.JPG
Гийяс-ад-Диин Абу-ль-Фатх Омаар ибн-Эбрахиим Хайяям Нишапури (перс. غیاث الدین ابوالفتح عمر بن ابراهیم خیام نیشابورﻯ‎‎, Ома́р Хайя́м (عمر خیام); 18 мая 1048, Нишапур — 4 декабря 1131, там же) — персидский философ, математик, астроном и поэт. Внёс вклад в алгебру построением классификации кубических уравнений и их решением с помощью конических сечений. Известен во всём мире как философ и выдающийся поэт, автор цикла философских рубаи. Омар Хайям также известен созданием самого точного из ныне используемых календарей. Учениками Хайяма были такие учёные, как Музаффар аль-Асфизари и Абдуррахман аль-Хазини.
Родился в городе Нишапур, который находится в Хорасане (ныне иранская провинция Хорасан-Резави). Омар был сыном палаточника, также у него была младшая сестра по имени Аиша. В 8 лет начал глубоко заниматься математикой, астрономией, философией. В 12 лет Омар стал учеником Нишапурского медресе. Позднее обучался в медресе Балха, Самарканда и Бухары. Там он с отличием окончил курс по мусульманскому праву и медицине, получив квалификацию хаки́ма, то есть врача[4]. Но медицинская практика его мало интересовала. Изучал сочинения известного математика и астронома Сабита ибн Курры, труды греческих математиков.
Детство Хайяма пришлось на жестокий период сельджукского завоевания Центральной Азии. Погибло множество людей, в том числе значительная часть учёных. Позже в предисловии к своей «Алгебре» Хайям напишет горькие слова:
Мы были свидетелями гибели учёных, от которых осталась небольшая многострадальная кучка людей. Суровость судьбы в эти времена препятствует им всецело отдаться совершенствованию и углублению своей науки. Большая часть тех, которые в настоящее время имеют вид учёных, одевают истину ложью, не выходя в науке за пределы подделки и лицемерия. И если они встречают человека, отличающегося тем, что он ищет истину и любит правду, старается отвергнуть ложь и лицемерие и отказаться от хвастовства и обмана, они делают его предметом своего презрения и насмешек.
Картина «На могиле Омара Хайяма» (Джей Гамбидж, ок. 1911)
В возрасте шестнадцати лет Хайям пережил первую в своей жизни утрату: во время эпидемии умер его отец, а потом и мать. Омар продал отцовский дом и мастерскую и отправился в Самарканд. В то время это был признанный на Востоке научный и культурный центр. В Самарканде Хайям становится вначале учеником одного из медресе, но после нескольких выступлений на диспутах он настолько поразил всех своей учёностью, что его сразу же сделали наставником.
Как и другие крупные учёные того времени, Омар не задерживался подолгу в каком-то городе. Всего через четыре года он покинул Самарканд и переехал в Бухару, где начал работать в хранилищах книг. За десять лет, что учёный прожил в Бухаре, он написал четыре фундаментальных трактата по математике.
В 1074 году его пригласили в Исфахан, центр государства Санджаров, ко двору сельджукского султана Мелик-шаха I. По инициативе и при покровительстве главного шахского визиря Низам аль-Мулька Омар становится духовным наставником султана. Через два года Мелик-шах назначил его руководителем дворцовой обсерватории, одной из крупнейших в мире. Работая на этой должности, Омар Хайям не только продолжал занятия математикой, но и стал известным астрономом. С группой учёных он разработал солнечный календарь, более точный, чем григорианский. Составил «Маликшахские астрономические таблицы», включавшие небольшой звёздный каталог. Здесь же написал «Комментарии к трудностям во введениях книги Евклида» (1077 г.) из трёх книг; во второй и третьей книгах исследовал теорию отношений и учение о числе. Однако в 1092 году, со смертью покровительствовавшего ему султана Мелик-шаха и визиря Низам ал-Мулька, исфаханский период его жизни заканчивается. Обвинённый в безбожном вольнодумстве, поэт вынужден покинуть сельджукскую столицу.
О последних часах жизни Хайяма известно со слов его младшего современника — Бейхаки, ссылающегося на слова зятя поэта.
Однажды во время чтения «Книги об исцелении» Абу Али ибн Сины Хайям почувствовал приближение смерти (а было тогда ему уже за восемьдесят). Остановился он в чтении на разделе, посвященном труднейшему метафизическому вопросу и озаглавленному «Единое во множественном», заложил между листов золотую зубочистку, которую держал в руке, и закрыл фолиант. Затем он позвал своих близких и учеников, составил завещание и после этого уже не принимал ни пищи, ни питья. Исполнив молитву на сон грядущий, он положил земной поклон и, стоя на коленях, произнёс: «Боже! По мере своих сил я старался познать Тебя. Прости меня! Поскольку я познал Тебя, постольку я к Тебе приблизился». С этими словами на устах Хайям и умер.



 
Последнее редактирование модератором:

Феликс Дангарский

Padre
Дож Светлейшей Республики

Феликс Дангарский

Padre
Дож Светлейшей Республики
7.214
3.156
Гражданство
Слышал я, что в раю, мол, сады и луга,
Реки меда, кисельные, мол, берега.
Дай мне чашу вина! Не люблю обещаний.
Мне наличность презренная дорога.
 

Феликс Дангарский

Padre
Дож Светлейшей Республики

Феликс Дангарский

Padre
Дож Светлейшей Республики
7.214
3.156
Гражданство
Словно мячик, гонимый жестокой судьбой,

Мчись вперед, торопись под удар, на убой!

Хода этой игры не изменишь мольбой,

Знает правила тот, кто играет с тобой.
 

Феликс Дангарский

Padre
Дож Светлейшей Республики

Феликс Дангарский

Padre
Дож Светлейшей Республики
7.214
3.156
Гражданство
Будет прав, кто театром наш мир назовет,

Все - мы куклы, а кукольник - сам небосвод.

На ковре бытия он нам даст порезвиться

И в сундук одного за другим уберет.
 

Феликс Дангарский

Padre
Дож Светлейшей Республики

Феликс Дангарский

Padre
Дож Светлейшей Республики
7.214
3.156
Гражданство
Лучше сердце обрадовать чашей вина,

Чем скорбеть и былые хвалить времена.

Трезвый ум налагает на душу оковы.

Опьянев, разрывает оковы она.
 

Феликс Дангарский

Padre
Дож Светлейшей Республики

Феликс Дангарский

Padre
Дож Светлейшей Республики
7.214
3.156
Гражданство
Много лет размышлял я над жизнью земной.

Непонятного нет для меня под луной.

Мне известно, что мне ничего не известно!

Вот последняя правда, открытая мной.
 

Феликс Дангарский

Padre
Дож Светлейшей Республики

Феликс Дангарский

Padre
Дож Светлейшей Республики
7.214
3.156
Гражданство
О мудрец! Если бог тебе дал напрокат

Музыкантшу, вино, ручеек и закат -

Не выращивай в сердце безумных желаний,

Если все это есть - ты безмерно богат!
 

Тэд

Его Преосвященнейшее Высочество
Архонт дома Делла Регале

Тэд

Его Преосвященнейшее Высочество
Архонт дома Делла Регале
4.981
2.818
Гражданство
Моей бы ангельской державушке,
Два чистых ангельских крыла,
Но если был бы х.. у бабушки,
Она бы дедушкой была.

(с) Игорь Губерман, русский поэт
 

Феликс Дангарский

Padre
Дож Светлейшей Республики

Феликс Дангарский

Padre
Дож Светлейшей Республики
7.214
3.156
Гражданство
Мир чреват одновременно благом и злом:

Все, что строит, - немедля пускает на слом.

Будь бесстрашен. живи настоящей минутой,

Не пекись о грядущем, не плачь о былом.
 

Александр Александрович

Его Императорское Высочество
Цесаревич Российской империи

Александр Александрович

Его Императорское Высочество
Цесаревич Российской империи
1.911
654
Гражданство
Всё изменилось под нашим зодиаком:
Лев козерогом стал, а дева стала раком

А.С. Пушкин
 

Александр Александрович

Его Императорское Высочество
Цесаревич Российской империи

Александр Александрович

Его Императорское Высочество
Цесаревич Российской империи
1.911
654
Гражданство
Орлов с Истоминой в постеле
В убогой наготе лежал.
Не отличился в жарком деле
Непостоянный генерал.
Не думав милого обидеть,
Взяла Лаиса микроскоп
И говорит: «Позволь увидеть,
Чем ты меня, мой милый, *б».

А. С. Пушкин, Орлов с Истоминой в постеле: Стих
 

Феликс Дангарский

Padre
Дож Светлейшей Республики

Феликс Дангарский

Padre
Дож Светлейшей Республики
7.214
3.156
Гражданство
Лучше впасть в нищету, голодать или красть,

Чем в число блюдолизов презренных попасть.

Лучше кости глодать, чем прельститься сластями

За столом у мерзавцев, имеющих власть.
 

Феликс Дангарский

Padre
Дож Светлейшей Республики

Феликс Дангарский

Padre
Дож Светлейшей Республики
7.214
3.156
Гражданство
"Ад и рай - в небесах", - утверждают ханжи.

Я, в себя заглянув, убедился во лжи:

Ад и рай - не круги во дворце мирозданья,

Ад и рай - это две половины души.
 

Феликс Дангарский

Padre
Дож Светлейшей Республики

Феликс Дангарский

Padre
Дож Светлейшей Республики
7.214
3.156
Гражданство
Словно ветер в степи, словно в речке вода,

День прошел - и назад не придет никогда.

Будем жить, о подруга моя, настоящим!

Сожалеть о минувшем - не стоит труда.
 

Феликс Дангарский

Padre
Дож Светлейшей Республики

Феликс Дангарский

Padre
Дож Светлейшей Республики
7.214
3.156
Гражданство
Мир я сравнил бы с шахматной доской:

То день, то ночь... А пешки? - мы с тобой.

Подвигают, притиснут - и побили.

И в темный ящик сунут на покой.
 

Рафаэль Амброзиус Кусто

♂Dungeon Master♂
Председатель Совета Министров Российской империи

Рафаэль Амброзиус Кусто

♂Dungeon Master♂
Председатель Совета Министров Российской империи
11.454
6.318
Гражданство
  • Панель управления
  • #16
Вам бы вместе с Konstantin Aushtraf литературную газету вести))
 

Феликс Дангарский

Padre
Дож Светлейшей Республики

Феликс Дангарский

Padre
Дож Светлейшей Республики
7.214
3.156
Гражданство

Феликс Дангарский

Padre
Дож Светлейшей Республики

Феликс Дангарский

Padre
Дож Светлейшей Республики
7.214
3.156
Гражданство
Я не знаю, куда, умерев, попаду:

Райский сад меня ждет или пекло в аду.

Но, пока я не умер, по-прежнему буду

Пить с подругой вино на лужайке в саду!
 

Карл Дангарский

Председатель C&F Fondazione

Карл Дангарский

Председатель C&F Fondazione
1.187
1.053
Гражданство
И это пройдет...

Был блеск и богатство, могущество трона,
Всемирная слава, хвала и почет...
И было кольцо у царя Соломона,
На нем была надпись - и это пройдет...

Омар Хайям
 

Феликс Дангарский

Padre
Дож Светлейшей Республики

Феликс Дангарский

Padre
Дож Светлейшей Республики
7.214
3.156
Гражданство
800px-Coat_of_arms_of_Tajikistan_1992-1993.svg.png

МАВЗОЛЕЙ ОМАРА ХАЙЯМА
مقبره عمر خیام

Нишапур


В древние времена Нишапур был одним из самых важных городов Ирана и родиной многих великих деятелей науки, искусства и культуры, а сегодня принимает туристов, которые приезжают, чтобы посетить реликвии того периода.
Хаким Омар Хайям — один из выдающихся ученых и поэтов пятого века хиджры. Он занимал высокое научное положение среди ученых. Однако четверостишия Хайяма сыграли заметную роль в его славе.


iranwatching-1063-1588gj0j.jpg


Со времени его смерти до начала четырнадцатого века хиджры не было построено никакого специального здания в качестве могилы Хайяма. Именно тогда было сделано предложение построить надгробие, достойное этого ученого и поэта, ответственность за которое взяла на себя Национальная производственная ассоциация. Проектировщиком этого здания был выбран известный иранский архитектор профессор Хушанг Сейхун. Наконец, строительство гробницы было завершено в 1341 году, а официальное открытие состоялось в апреле 1342 года.


---qpkxr.jpg

При проектировании сооружения гробницы Хайяма учитывались три важных момента: математика, поэзия и астрономия. На самом деле, попытка архитектора состояла в том, чтобы кристаллизовать эти три важных аспекта характера Хайяма в его гробнице. Здание гробницы Хайяма имеет десять оснований. Учитывая важность числа десять как первого двузначного числа и основания основных чисел, это своего рода символ деятельности Хайяма в области математики. При столкновении лопастей здания вы также можете увидеть звездообразные формы, которые представляют собой астрономическое лицо Хайяма. Некоторые части здания оформлены четверостишиями Хайяма, написанными с помощью подвесной линии.
Рядом с его могилой находится специализированный музей Хайяма, в котором представлены наблюдательные и астрономические инструменты, различные виды керамики и рукописей, а также картины, связанные с Хайямом.
Omar_Khayyam2.JPG
Гийяс-ад-Диин Абу-ль-Фатх Омаар ибн-Эбрахиим Хайяям Нишапури (перс. غیاث الدین ابوالفتح عمر بن ابراهیم خیام نیشابورﻯ‎‎, Ома́р Хайя́м (عمر خیام); 18 мая 1048, Нишапур — 4 декабря 1131, там же) — персидский философ, математик, астроном и поэт. Внёс вклад в алгебру построением классификации кубических уравнений и их решением с помощью конических сечений. Известен во всём мире как философ и выдающийся поэт, автор цикла философских рубаи. Омар Хайям также известен созданием самого точного из ныне используемых календарей. Учениками Хайяма были такие учёные, как Музаффар аль-Асфизари и Абдуррахман аль-Хазини.
Родился в городе Нишапур, который находится в Хорасане (ныне иранская провинция Хорасан-Резави). Омар был сыном палаточника, также у него была младшая сестра по имени Аиша. В 8 лет начал глубоко заниматься математикой, астрономией, философией. В 12 лет Омар стал учеником Нишапурского медресе. Позднее обучался в медресе Балха, Самарканда и Бухары. Там он с отличием окончил курс по мусульманскому праву и медицине, получив квалификацию хаки́ма, то есть врача[4]. Но медицинская практика его мало интересовала. Изучал сочинения известного математика и астронома Сабита ибн Курры, труды греческих математиков.
Детство Хайяма пришлось на жестокий период сельджукского завоевания Центральной Азии. Погибло множество людей, в том числе значительная часть учёных. Позже в предисловии к своей «Алгебре» Хайям напишет горькие слова:
Мы были свидетелями гибели учёных, от которых осталась небольшая многострадальная кучка людей. Суровость судьбы в эти времена препятствует им всецело отдаться совершенствованию и углублению своей науки. Большая часть тех, которые в настоящее время имеют вид учёных, одевают истину ложью, не выходя в науке за пределы подделки и лицемерия. И если они встречают человека, отличающегося тем, что он ищет истину и любит правду, старается отвергнуть ложь и лицемерие и отказаться от хвастовства и обмана, они делают его предметом своего презрения и насмешек.
Картина «На могиле Омара Хайяма» (Джей Гамбидж, ок. 1911)
В возрасте шестнадцати лет Хайям пережил первую в своей жизни утрату: во время эпидемии умер его отец, а потом и мать. Омар продал отцовский дом и мастерскую и отправился в Самарканд. В то время это был признанный на Востоке научный и культурный центр. В Самарканде Хайям становится вначале учеником одного из медресе, но после нескольких выступлений на диспутах он настолько поразил всех своей учёностью, что его сразу же сделали наставником.
Как и другие крупные учёные того времени, Омар не задерживался подолгу в каком-то городе. Всего через четыре года он покинул Самарканд и переехал в Бухару, где начал работать в хранилищах книг. За десять лет, что учёный прожил в Бухаре, он написал четыре фундаментальных трактата по математике.
В 1074 году его пригласили в Исфахан, центр государства Санджаров, ко двору сельджукского султана Мелик-шаха I. По инициативе и при покровительстве главного шахского визиря Низам аль-Мулька Омар становится духовным наставником султана. Через два года Мелик-шах назначил его руководителем дворцовой обсерватории, одной из крупнейших в мире. Работая на этой должности, Омар Хайям не только продолжал занятия математикой, но и стал известным астрономом. С группой учёных он разработал солнечный календарь, более точный, чем григорианский. Составил «Маликшахские астрономические таблицы», включавшие небольшой звёздный каталог. Здесь же написал «Комментарии к трудностям во введениях книги Евклида» (1077 г.) из трёх книг; во второй и третьей книгах исследовал теорию отношений и учение о числе. Однако в 1092 году, со смертью покровительствовавшего ему султана Мелик-шаха и визиря Низам ал-Мулька, исфаханский период его жизни заканчивается. Обвинённый в безбожном вольнодумстве, поэт вынужден покинуть сельджукскую столицу.
О последних часах жизни Хайяма известно со слов его младшего современника — Бейхаки, ссылающегося на слова зятя поэта.
Однажды во время чтения «Книги об исцелении» Абу Али ибн Сины Хайям почувствовал приближение смерти (а было тогда ему уже за восемьдесят). Остановился он в чтении на разделе, посвященном труднейшему метафизическому вопросу и озаглавленному «Единое во множественном», заложил между листов золотую зубочистку, которую держал в руке, и закрыл фолиант. Затем он позвал своих близких и учеников, составил завещание и после этого уже не принимал ни пищи, ни питья. Исполнив молитву на сон грядущий, он положил земной поклон и, стоя на коленях, произнёс: «Боже! По мере своих сил я старался познать Тебя. Прости меня! Поскольку я познал Тебя, постольку я к Тебе приблизился». С этими словами на устах Хайям и умер.



Обновлено. Карл Дангарский а почему здесь этот герб?
 
Верх