Реакция против руководства и против истэблишмента — классические демократические реакции на провалы той или иной политики и разочарование в ней. С помощью выборов отстраняется от власти один состав правителей и ставится у власти другой, что ведет если не к улучшениям, то хотя бы к переменам в политике правительства. Демократия консолидируется в той степени, в какой институционализируются эти внутрисистемные реакции.
Один из критериев такой консолидации — тест двух ротаций. В соответствии с ним демократию можно считать упрочившейся, если партия или группа, получившая власть в результате первоначальных выборов во время перехода к демократии, проигрывает на следующих выборах и передает власть победителям, а те, в свою очередь, мирно передают власть победившим на очередных выборах. Избрание правителей путем выборов — суть демократии, и демократия является подлинной только в том случае, если правители готовы уйти от власти в результате выборов. Первая электоральная смена руководства часто имеет символическое значение. Выборы 1989 г. в Аргентине были первым случаем перехода власти от выборного президента, представляющего одну партию, к выборному президенту от другой партии начиная с 1916 г. Перуанские выборы 1985 и 1990 гг. представляли собой всего второй и третий раз в XX в., когда один выборный президент в Перу передавал власть другому.
Вторая ротация свидетельствует о двух вещах. Во-первых, две большие группы политических лидеров в обществе достаточно привержены принципам демократии, чтобы уступить власть и полномочия, проиграв на выборах. Во-вторых, и элиты, и общество действуют внутри демократической системы; когда дела идут плохо, они меняют правителей, а не режим. Две ротации — это трудный тест на демократию. Соединенные Штаты не прошли его полностью, пока демокрагы-джексонианцы не передали свои полномочия ' вигам в 1840 г. Японию после Второй мировой войны все достаточно справедливо считают демократическим государством, но она этот тест не прошла, там по сути так и не было даже одной настоящей электоральной ротации. В Турции с 1950 по 1990 г. произошло три военных переворота и было несколько первых ротаций, но ни разу еще не бывало второй.
В трех странах (Судан, Нигерия, Пакистан) из двадцати девяти, где в 1974—1990 гг. состоялись транзитные выборы, правительства, сформированные в результате этих выборов, были сброшены переворотами, осуществленными военными или представителями исполнительной власти. В десяти других странах, где транзитные выборы СОСТОЯЛИСЬ в 1986 г. ИЛИ позже, до конца 1990 г. еще не проводилось новых всенародных выборов. В пятнадцати из шестнадцати оставшихся стран, где выборы после транзита прошли один или более раз, первая ротация произошла, исключение составляет Турция. В шести из восьми стран, проведших всенародные выборы еще два или более раз после транзита, состоялась и вторая ротация, исключение составляют Испания и Гондурас. В двадцати двух из двадцати восьми избирательных кампаний в шестнадцати странах правящие на текущий момент кандидаты или партии потерпели поражение, и к власти пришла оппозиция. Короче говоря, демократический процесс функционировал: избиратели регулярно смещали тех, кто стоял у власти, и последние всегда при этом уступали свои полномочия новым избранникам. Если не считать три случая свержения демократических правительств в результате переворотов, с точки зрения институционализации электорального процесса, демократия в странах третьей волны в 1990 г. была жива и прекрасно себя чувствовала.